Цифры
Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Вероятно, кто-то из арабских математиков когда-то предложил идею - связать числовое значение цифры с количеством углов в ее начертании.
Выглядели они приблизительно так:
или так
Итак, смотрим на оригинальное изображение арабских цифр и видим, что:
0 - цифра без единого угла в начертании;
1 - содержит один острый угол;
2 - содержит два острых угла;
3 - содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры получается при написании цифры 3 при заполнении почтового индекса на конверте);
4 - содержит 4 прямых угла (именно этим объясняется наличие «хвостика» внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию);
5 - содержит 5 прямых углов (назначение нижнего хвостика - то же самое, что у цифры 4 - достройка последнего угла);
6 - содержит 6 прямых углов;
7 - содержит 7 прямых и острых углов (правильное, арабское, написание цифры 7 отличается от приведенного на рисунке наличием дефиса, пересекающего под прямым углом вертикальную линию посередине (вспомним, как мы пишем цифру 7), что дает 4 прямых угла и 3 угла дает еще верхняя ломаная линия);
8 - содержит 8 прямых углов;
9 - содержит 9 прямых углов (именно этим объясняется столь замысловатый нижний хвостик у девятки, который должен был достроить аж 3 угла, чтобы общее их число стало равно 9.
Со временем углы сгладились, и цифры приобрели привычный нам вид. Вот уже много столетий весь мир пользуется арабской системой записи чисел. Этими десятью значками можно легко выразить огромные значения.
Кстати, слово «цифра» тоже арабское. Арабские математики перевели индийское слово «сунья» по смыслу на свой язык. Вместо «сунья» они стали говорить «сифр» или «цифр», а это уже знакомое нам слово. Так слово «цифра» по наследству от арабов досталось и нам.
Dmitry 17.03.2007
34 комментария (в архиве — 23 комментария)
ы (-6)
09.11.2011 11:06
ЦЦЦ
Мосинька (-150)
21.10.2011 00:28
при взгляде на девятку создаётся впечатление, что объяснение притянуто за уши(((
oxba1da (0)
16.09.2011 01:58
Идея верная! Но везде, в частности, в википедии говорят, что не научная. Я тоже считаю, что числа появились раньше букв и изображались стилом на глине или, например, бересте. Потому именно отрезки. С предложенным написанием цифр я не согласен. 4,5,6,7,9 выглядели иначе. Но не суть важно. Пора придумать и цифры 10-15, следуя правилу, чтобы и в 16-ричной системе писать цифры а не буквы.
bhf (0)
01.03.2011 12:06
ghbdtn
ku8iopio4114 (0)
01.03.2011 12:06
kkk
Неклюнутый (2)
27.02.2011 06:59
OGO: «А я насчитала 7 углов у шестерки ! пересчитайте». АЛЕКСАНДР ИЗ ЖИТОМИР: «Пересчитай. А еще лучше было подумать и пересчитать сразу». НЕКЛЮНУТЫЙ: «Ogo абсолютно права, посмотрите на ту часть четвёрки из нижнего ряда, где горизонталь врезается в центр вертикали — там возникает два угла или один? По идее два. Но тогда в шестёрке, в центре её левой вертикали, тоже должно быть два угла, а не один. И всего мы тогда имеем семь углов, а не шесть, как сначала кажется. Извините».
Т) (0)
05.04.2011 13:17
Неклюнутый: я тоже насчитала 7 углов у шестерки)
максим (9)
06.01.2011 05:34
а вообще то арабские цифры были занесены арабами из индии:)
Андрей (15)
28.12.2010 21:07
Развитие принесённых арабами чисел в Европе можно посмотреть в книге Депмана. Кстати, там же есть и классный переводчик чисел - больше 30 систем счисления разных народов мира.
максим (9)
11.11.2010 18:08
начертание цифры ЧАЕТЫРЕ даже в нашей практике различно 4 и Ч где тут углы ? а если принять во внимание именно арабское начертание (без угловое) то и вовсе слабо
Марина (33)
22.11.2010 12:05
максим: вот именно у цифры с написанием 4 и есть четыре угла, вспомните геометрию) и посчитайте, жалко тут картинку не вставить) я бы вам показала углы;)
Алина (37)
20.09.2010 19:15
Я в 6 насчитала 7 углов.Как быть?!
отрезок (0)
23.02.2011 18:27
Алина: не мучьтесь вы так: уберите один отрезок
Diana Mak (6)
13.09.2010 08:51
Категоричные комментарии здесь не к чему. Очень интересная гипотеза.
Марина Лазовских (0)
13.09.2010 02:07
спасибо за хороший доклад
Вичка (0)
06.09.2010 14:12
скажите пожалуйста где можно найти историю цифр
вврпврп (0)
24.02.2010 14:40
я тут самый крутой
Катя (0)
26.01.2010 11:25
Спасибо!Очень интересно, а спорить можно до посинения с автором! Но ведь он заставил всех задуматься над этим и за это СПАСИБО!
Vedic (0)
10.01.2010 10:03
Так называемые арабские цифры и следовательно десятичнай счет зародились в Индии, от туда перекочевала к арабам. Так что арабские математики к рождению арабских чисел не имеют. Автору позор!
mika (0)
06.01.2010 11:30
А на иврите цифры пишутся как буквы, отодного до четырехсот: алеф - один, бэт - два, … йуд - десять, … мем - сорок куф - сотня и т.д.
Ckeptik (0)
30.12.2009 16:45
И почему только там внизу написано, что "не пишите ругательства, или бессмысленные комментарии". наверное, часто чушь "интересную" выкладывают…
фы (1)
28.11.2009 20:46
я знаю как пишутся китайские цифры… элементарно… иероглифами или арабскими цифрами +))
гепард (0)
16.11.2009 16:29
А кто нибудь знает как пишется Китайские цифры???
tatiana (41)
21.10.2009 22:44
и правда все очень элементарно.. для нас)) сейчас не со всем согласна, но, возможно, написание цифр было иным…
Александр (-17)
14.09.2009 16:04
С написанием цифры 9 я не согласен. История её возникновения остаётся не раскрытой.
Piglette (136)
01.08.2009 02:21
Надо же, а в последней статье (о заблуждениях) написано, что арабы только привезли арабски цифры, а придумали и индусы.
mars77 (0)
29.07.2009 07:12
Из неоткуда(0) вышел Бог(1,Один),в правой рукой поднял секиру(2,у двойки своиства делить всё),перед ним стоит агнец(3,тройка всегда ассоциировалась с ягнёнком),после идёт алтарь или жертвенник(4),затем секира(5),но уже опущенная…Всё это ещё напоминает одну из глав "Ветхого завета" о том как Бог попросил Иакова принести в жертву своего сына.
marselmarch (0)
23.07.2009 20:44
вот, вы же сами написали "Арабские математики перевели индийское слово «сунья» по смыслу на свой язык"… это не арабские цифры, а индийские! просто распространение они получили через арабов! с уважением, Марсель Багаутдинов
Александр из Житомир (1)
11.07.2009 00:28
Ogo (0) 10.05.2009 10:13 А я насчитала 7 углов у шестерки ! пересчитайте Пересчитай. А еще лучше было подумать и пересчитать сразу
Ogo (0)
10.05.2009 10:13
А я насчитала 7 углов у шестерки ! пересчитайте
Olyshe4ka (0)
15.03.2009 23:20
вот ведь..надо же…оочень интересно,никогда не задумывалась,спасибо=)
Koobraa (94)
07.03.2009 12:53
Класс, никогда не задумывалась, а ведь все так просто!
Хо хо (24)
07.01.2009 20:53
Спасибо вам огромное! Я нахожу здесь ответы на вопросы, которые волновали меня с самого детства)
Ole4ka (0)
01.12.2008 15:39
Очень позновательная история происхождения цифр!