»нтеллектуальные развлечени€. »нтересные иллюзии, логические игры и загадки.

ƒобро пожаловать ¬ ћ»– «ј√јƒќ , ќѕ“»„≈— »’
»ЋЋё«»… » »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ’ –ј«¬Ћ≈„≈Ќ»…
—тоит ли довер€ть всему, что вы видите? ћожно ли увидеть то, что никто не видел? ѕравда ли, что неподвижные предметы могут двигатьс€? ѕочему взрослые и дети вид€т один и тот же предмет по разному? Ќа этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. »нтересные оптические иллюзии, обманы зрени€, логические флеш-игры.

ѕривет! ’очешь стать одним из нас? ќпределись…    
≈сли ты уже один из нас, то вход тут.

 

 

јмнези€?   я новичок 
Ёто факт...

»нтересно

ѕредставители сильного пола в среднем начинают бритьс€ между 14 и 16 годами.

≈ще   [X]

 +37 

Ўрифт: A A A

Ќеоднозначные фигуры

Ќеоднозначные, парадоксальные и неопределенные фигуры

ѕродолжаем публикацию книги –. Ћ. √регори "–азумный глаз: Ќеоднозначные фигуры"

Ќеоднозначные фигуры

ѕоскольку существует бесконечное число возможных трехмерных форм, дающих одну и ту же проекцию на плоскость (одну и ту же картину), нет ничего удивительного, что воспри€тие может быть неточным и неоднозначным. «амечательно как раз то, что нас так редко беспокоит и обманывает неоднозначность оптической проекции объектов на сетчатке глаза. Ќа обычные объекты в нормальных услови€х мы смотрим обоими глазами; так как каждый глаз получает несколько иную проекцию объекта, многие глубинные формы воспринимаютс€ однозначно.   тому же с помощью движений головы мы (сходным образом) избавл€емс€ от неоднозначности. ќднако ни тот, ни другой способ не год€тс€ дл€ воспри€ти€ глубины на картинах Ч и все же мы воспринимаем глубину на картинах в основном однозначно. ≈сть, впрочем, исключени€. Ёти исключени€ показывают, как реагирует мозг в тех случа€х, когда не удаетс€ прийти к единственному решению.

Ќаиболее известный пример такого рода Ч каркасный куб, нарисованный без соблюдени€ правил перспективы (ближн€€ и дальн€€ грани куба одинакового размера); это знаменитый куб Ќеккера. Ўвейцарский кристаллограф Ћ. ј. Ќеккер описал свой куб в 1832 году. — тех пор Ч в разных вариаци€х и по разным поводам Ч куб фигурирует в психологических работах. –етинальное изображение такого куба получаетс€ при проекции с любой из двух разных позиций. ѕоэтому здесь одинаково возможны два разных ответа на один и тот же вечный вопрос перцепции: что есть этот предмет и где он находитс€? ќдин общий ответ на эти вопросы дать нельз€ Чне хватает информации. » мозг, не дава€ окончательного ответа в этой не€сной ситуации, принимает поочередно каждую из двух возможных гипотез.

Ќеоднозначные фигуры: –ис.1
 уб Ќеккера. Ёто плоскостна€ проекци€ куба, видимого с очень большого рассто€ни€. ѕерспектива отсутствует Ч разницы в размерах граней нет. ѕри наблюдении фигура спонтанно (самопроизвольно) Ђпереворачиваетс€ї: одна объемна€ проекци€ смен€етс€ другой. ѕо-видимому, в данном случае имеетс€ не одно, а два равноправных решени€ перцептивной проблемы: что есть данный объект? ћозг Ђпробуетї каждую из этих гипотез поочередно, не останавлива€сь окончательно ни на одной из них

ƒругой пример аналогичного характера Ч каркас полуоткрытой книги, фигура ћаха

Ќеоднозначные фигуры: –ис.2
‘игура ћаха. ≈ще один пример самопроизвольно переворачивающейс€ фигуры. ќна похожа на корешок книги, обращенной к вам то страницами, то обложкой

√лубинна€ неоднозначность Ч лишь одна из форм перцептивной неоднозначности. Ќе€сным может оказатьс€ и то, что представл€ет собой объект, показанный на картине или спроецированный оптикой глаза на сетчатку. ј иногда вообще непон€тно, содержит ли данна€ картина (данное изображение) какой-нибудь объект. “ак, гл€д€ на Ђабстрактнуюї картину, мы подчас далеко не уверены в том, что художник вообще хотел изобразить какие бы то ни было предметы Ч пусть даже весьма условно. ¬прочем, быть может, он и не хотел этого.

ƒа это и не об€зательно. ƒаже в чернильных п€тнах содержатс€ намеки на формы предметов. Ётот факт положен в основу одного из специальных тестов исследовани€ личности Ч теста –оршаха.

Ќеоднозначные фигуры: –ис.3
 л€кса или предмет? Ёто один из тестов, характеризующих личность. –оршах предложил его, основыва€сь на том, что наш мозг стремитс€ увидеть предметы даже в фигурах с очень нечеткой структурой.  уб Ќеккера дает только две альтернативы воспри€ти€.  л€кса содержит бесчисленное множество таких альтернатив, причем ни одна из них не довлеет над другими. ѕоэтому каждый выбирает Ђобъектї, представл€ющий дл€ него лично наибольший интерес, Ч в этом про€вл€ютс€ индивидуальные особенности воспри€ти€ и другие свойства личности

“ак, облака иногда похожи на лицо человека, или на корабль, или еще на что-нибудь, но разве лишь мистики впр€мь поверит в небесные портреты или флотилии. Ќамеренно (или случайно) можно создать картину, в которой Ђодно и то жеї видно как два разных объекта. Ќаиболее известный пример такого рода показан на рисунке, это картина американского психолога Ё. ƒж. Ѕоринга.

Ќеоднозначные фигуры: –ис.4
Ё.Ѕоринг. ЂЌеоднозначна€ тещаї

ќна воспринимаетс€ то как портрет прелестной молодой девушки, то как лицо ужасной старухи, причем когда воспринимаетс€ один объект, совершенно Ђисчезаетї другой. ƒевушка на картине видна в профиль; ресницы одного глаза осен€ют щеку, на шее у нее Ч черна€ лента.  огда на картине Ђвозникаетї старуха, то подбородок юной леди превращаетс€ в противный громадный нос, а черна€ лента, окружавша€ шею девы, Ч в узкую щель жесткого рта Ђстарой развалиныї. ќчень любопытно наблюдать за своими ощущени€ми во врем€ альтернативного воспри€ти€ (Ђвывертывани€ї) этой картины. «начение каждого элемента картины мен€етс€ столь разительно, что трудно поверить в объективную неизменность рисунка: один рисунок как будто незаметно и ловко подмен€ют другим.

Ёта картина обычно кажетс€ неизменной до тех пор, пока взгл€д не перейдет на новую часть рассматриваемого рисунка, причем фиксаци€ взгл€да на некоторых част€х рисунка как бы способствует удержанию одного изображени€, а перенос фиксации на иные части Ч по€влению другого изображени€.  огда кокетливо повернута€ щечка превратитс€ в хищный нос, остальна€ часть лица девушки как бы тает, перетека€ вслед за носом в другое лицо (почти так же, как лицо доброго доктора ƒжекилл€ исчезает, уступа€ место зловещей физиономии мистера ’айда - ѕерсонаж-перевертыш из повести –. —тивенсона Ђ—транные приключени€ доктора ƒжекилл€ и мистера ’айдаї.)

ƒвижени€ глаз способствуют перевертыванию воспринимаемого изображени€; на некоторых картинах фиксаци€ взгл€дана определенных част€х изображени€ вы€вл€ет одну из альтернатив; тем не менее движени€ глаз не об€зательны дл€ возникновени€ перцептивного перехода; раньше или позже перевертывание наступает и само по себе.

ƒаже если последнюю картину (или куб Ќеккера) рассматривать совершенно неподвижным взором, изображение все же будет перевертыватьс€, хот€ и несколько реже. “аким образом, перцептивный переход происходит в мозгу без участи€ фактора изменени€ информации, поступающей от глаз (например, при движени€х последних).  ак мы увидим позднее, этот момент имеет немаловажное значение; он относитс€ к числу фактов, подкрепл€ющих представление о воспри€тии как об активном процессе (точнее, сложной цепи процессов) преобразовани€ ретинальных изображений в поисках их смысловой интерпретации. ѕравда, самому сделать взгл€д абсолютно неподвижным невозможно: глаза совершают непроизвольные маленькие скачки от одной точки к другой и, кроме того, посто€нно слегка дрожат с высокой частотой. » все же мы точно знаем, что перцептивные переходы неоднозначных фигур не завис€т от движений глаз. Ёто подтверждаетс€ экспериментально, когда изображение долгое врем€ остаетс€ совершенно неподвижным на сетчатке, так что при всех движени€х глаз оно строго стабильно. Ќовые способы стабилизации ретинального образа требуют сложных оптических приспособлений, но читатель может проверить сказанное с помощью старого способа, использующего послеобраз. ¬ этом случае понадобитс€ только одна фотографическа€ лампа-вспышка.

ћетодика такова. ѕоместите один из неоднозначных рисунков на удобном рассто€нии от глаз; в затемненной комнате установите лампу-вспышку, с помощью которой будете освещать рисунок. √л€д€ в центр (или на какую-нибудь другую часть) рисунка, еле различаемого вами в темноте, дайте вспышку. „ерез несколько секунд после вспышки вы увидите €ркий послеобраз рисунка, Ђспроецированныйї вашим глазом на слабо освещенный потолок, стену или просто на чистый лист бумаги. ¬ы обнаружите, что и картина, видима€ в послеобразе, Ђперевертываетс€ї. Ќе вызывает сомнений, что послеобраз строго неподвижен относительно сетчатки; как бы ни двигалс€ сам глаз, изображение остаетс€ на одном и том же участке сетчатки. ќтсюда следует, что движение глаз, мерцание света (или изменение €ркости освещени€) и другие моменты, способствующие перцептивному изменению видимой картины, не €вл€ютс€ об€зательными дл€ возникновени€ перцептивного перехода; последний может происходить спонтанно, то есть вследствие колебаний мозгового Ђрешающегої процесса, без каких-либо внешних побудительных причин.

Ќо что происходит с этими спонтанными изменени€ми воспри€ти€, когда имеетс€ дополнительна€ сенсорна€ информаци€, сигнализирующа€ мозгу об истинном положении дел? “ут известно еще очень немногое, хот€ некоторые эксперименты в этом направлении и были предприн€ты автором совместно с одним исследователем. ћы пользовались не двумерной картиной, а трехмерным объектом, причем так, чтобы сигналы о форме объекта посылались в мозг через прикосновение в то же самое врем€, что и через зрение. ќпыт проводилс€ в совершенно затемненной лабораторной комнате; объектом служил куб (со стороной около 10 см), изготовленный из проволоки и окрашенный свет€щейс€ краской.  уб жестко крепилс€ к столу за один угол; испытуемый все врем€ ощупывал куб рукой, неотрывно гл€д€ на него и сообща€ (в диктофон), кака€ грань куба кажетс€ ему более близкой. “акой же опыт с каждым испытуемым проводилс€ без ощупывани€ куба.

Ќеоднозначные фигуры: –ис.5
√лубинное расположение деталей этого покрытого свет€щейс€ краской куба перцептивно неоднозначно. ¬ темноте видно перевертывание куба в глубину, несмотр€ на то что он ощущаетс€ руками; таким образом раздел€ютс€ Ђдва мираї Ч видимый и тактильно ощущаемый

ќказалось, что все испытуемые ощущали перевертывание куба в обоих случа€х Ч с ощупыванием и без, Ч но во втором случае перевертывание происходило примерно вдвое чаще. ¬ момент перевертывани€ зрительное воспри€тие и тактильные ощущени€ расход€тс€: грани куба видны в одном пор€дке, но ощущаютс€ рукой в совершенно ином. Ёто весьма примечательное переживание дл€ испытуемого.

ѕо-видимому, зрительна€ интерпретаци€ объектов (прежде всего это касаетс€ взрослого человека) осуществл€етс€ на основе главным образом зрительной информации. ƒругие источники сенсорной информации, например прикосновение, хот€ и вли€ют на то, как мы видим предметы, но не определ€ют всего того, что мы воспринимаем зрением. ” взрослого человека зрение достаточно автономно; тем не менее мы весьма склонны полагать, что при развитии Ч как эволюционном, так и в детском возрасте Ч зрение руководствуетс€ пр€мыми сведени€ми об объектах, получаемыми через прикосновение. Ќеобходимы широко разветвленные исследовани€, чтобы установить, в какой степени другие чувства могут вли€ть на зрение и исправл€ть его ошибки.

ƒалее в выпусках:

  • Ќеоднозначные, парадоксальные и неопределенные фигуры (продолжение)
  • ‘игуры, содержащие искажени€ формы
  • –исование на плоскости
  • –исование в трехмерном пространстве
  •  артины, символы, мысль и €зык
  • «рима€ суть вещей

ѕри поддержке yugzone.ru

Dmitry

опубликовать на FaceBook
← Ќазад?       —лучайна€ заметка       ѕохожа€       ¬перед! →

1 комментарий (в архиве — 3 комментари€)  

0
€

ссвваыааыаы

ќтпишись
¬аш лимит — 2000 букв

¬ключите отображение картинок в браузере  →