»нтеллектуальные развлечени€. »нтересные иллюзии, логические игры и загадки.

ƒобро пожаловать ¬ ћ»– «ј√јƒќ , ќѕ“»„≈— »’
»ЋЋё«»… » »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ’ –ј«¬Ћ≈„≈Ќ»…
—тоит ли довер€ть всему, что вы видите? ћожно ли увидеть то, что никто не видел? ѕравда ли, что неподвижные предметы могут двигатьс€? ѕочему взрослые и дети вид€т один и тот же предмет по разному? Ќа этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. »нтересные оптические иллюзии, обманы зрени€, логические флеш-игры.

ѕривет! ’очешь стать одним из нас? ќпределись…    
≈сли ты уже один из нас, то вход тут.

 

 

јмнези€?   я новичок 
Ёто факт...

»нтересно

Ќа €зыке инуктикут Ђiminngerna-veersaartunngor-tussaavungaї означает Ђмне надо постаратьс€ не стать алкоголикомї.

≈ще   [X]

 +12 

Ўрифт: A A A

—луховые обманы

ѕродолжаем тему слуховых иллюзий. ѕриводим отрывки из "библии начинающего физика" - книги "«анимательна€ физика" я.».ѕерельмана

Ќесмотр€ на то, что книга вышла в свет в прошлом столетии (лично € познакомилс€ с ней, когда мне было 15 лет.), и, что многие вещи вам уже известны из школы ("ћедведы интернета" назовут это "ба€ном"), тем не менее, надеюсь, будет интересно почитать.

—луховые обманы

≈сли мы почему-либо вообразили, что источник легкого шума находитс€ не вблизи нас, а значительно дальше, то звук покажетс€ нам гораздо громче. ѕодобные иллюзии слуха случаютс€ с памп довольно часто; мы только не всегда обращаем на них внимание.

¬от любопытный случай, который описал в своей Ђѕсихологииї американский ученый ¬иль€м ƒжемс:

Ђќднажды, поздно ночью € сидел и читал; вдруг из верхней части дома раздалс€ страшный шум, прекратилс€ и затем, через минуту, слова возобновилс€, я вышел в зал, чтобы прислушатьс€ к шуму, но он там не повторилс€.  ак только € успел вернутьс€ и себе в комнату и сесть за книгу, снова подн€лс€ тревожный, сильный шум, точно перед началом бури. ќн доносилс€ отовсюду.  райне встревоженный, € снова вышел в зал, и снова шум прекратилс€.

¬ернувшись во второй раз к себе в комнату, € вдруг открыл, что шум производила своим храпом маленька€ собачка, спавша€ полу!... ѕри этом любопытно то, что, раз обнаружив истинную причину шума, € уже не мог, несмотр€ на все усили€, возобновить прежнюю иллюзиюї.

Ђ„удеса чревовещани€ї

Ђ≈сли кто-нибудь ходит по гребню крыши,Ч пишет проф. √ампсон,Ч то голос его внутри дома производит впечатление слабого шепота. ѕо море того как он удал€етс€ к краю здани€, шепот все слабеет. ≈сли мы сидим в какой-нибудь комнате дома, то наше ухо ничего не может нам сказать относительно направлени€ звука и рассто€ни€ говор€щего лица. Ќо по изменению голоса наш разум выведет заключение, что говор€щее лицо удал€етс€ от нас. ≈сли же самый голос скажет нам, что обладатель его движетс€ по крыше, то мы легко поверим этому за€влению. ≈сли бы, наконец, кто-либо стал разговаривать с этим лицом, будто бы наход€щимс€ снаружи, и получал осмысленные ответы, то иллюзи€ получалась бы полна€.

“аковы услови€, при которых действует чревовещатель.  огда очередь говорить доходит до человека на крыше, чревовещатель слабо бормочет; когда же очередь доходит до него, он говорит полным, чистым голосом, чтобы оттенить контраст с другим голосом. —одержание его замечаний и ответов его мнимого собеседника усиливает иллюзию. ≈динственным слабым пунктом в этом обмане могло бы оказатьс€ то обсто€тельство, что мнимый голос лица, наход€щегос€ снаружи, фактически исходит от человека на сцене, т. е. имеет ложное направление.

—ледует еще заметить, что название чревовещатель €вл€етс€ неподход€щим. „ревовещатель должен скрывать от своих слушателей тот факт, что, когда очередь доходит до мнимого партнера, он в действительности говорит сам. ƒл€ этой цепи он пользуетс€ различными уловками. ѕри помощи вс€кого рода жестов он стараетс€ отвлечь внимание слушателей от себ€. —клон€€сь набок и держа руку у уха, как будто прислушива€сь, он стремитс€ по возможности спр€тать свои губы.  огда он не может спр€тать своего лица, то стараетс€ делать лишь самые необходимые движени€ губами. Ётому помогает то обсто€тельство, что часто требуетс€ лишь не€сный, слабый шепот. ƒвижени€ губ скрываютс€ так хорошо, что некоторые люди думают, будто голос артиста выходит откуда-то из глубины его тела,Ч отсюда название: чревовещательї.

»так, мнимые чудеса чревовещани€ всецело основаны лишь на том, что мы не в состо€нии в точности определ€ть ни направление звука, ни рассто€ние до звучащего тела. ¬ обычной обстановке мы достигаем этого лишь приблизительно; но достаточно поставить нас в не совсем обычные услови€ воспри€ти€ звука Ч и мы уже поддаемс€ самым грубым ошибкам в определении источника звука. Ќаблюда€ сам чревовещател€, € не мог преодолеть иллюзии, хот€ хорошо понимал, в чем здесь дело.

 урьезы слуха

 огда мы грызем твердый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи ед€т те же сухари без заметногої шума.  ак ухитр€ютс€ они избегать этого грохота?

ƒело в том, что шум и грохот существуют лишь в наших ушах и мало беспоко€т уши наших соседей.  ости черепа, как и вообще твердые, упругие тела, очень хорошо провод€т звуки, а звук в плотной среде усиливаетс€ иногда до чрезвычайных размеров. ƒоход€ до уха через воздух, треск сухар€ воспринимаетс€ как легкий шум; но тот же треск превращаетс€ в грохот, если доходит до слухового нерва через твердые кости черепа ¬от еще опыт из той же области: зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите т€желые удары Ч так усилитс€ тиканье часов.

Ѕетховен, оглохнув, слушал, говор€т, игру на ро€ле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец который он держал у зубов. “очно так же те глухие, у которых уцелело внутреннее ухо, могут танцевать под музыку: звуки достигают до их слуховых нервов через пол и кости.

√де стрекочет кузнечик?

ќчень часто мы ошибочно определ€ем не рассто€ние, а направление, в каком находитс€ звучащий предмет.

”ши наши довольно хорошо различают, раздалс€ ли звук выстрела справа или слева от нас.

Ќо они зачастую бессильны определить положение источника звука, если он находитс€ пр€мо впереди или позади нас: выстрел, произведенный впереди, нередко слышитс€ как донесшийс€ сзади. —луховые обманы: –ис.5

ћы способны в таких случа€х отличать лишь Ч по силе звука Ч отдаленный выстрел от близкого.

¬от опыт, который может нас многому научить. ѕосадите кого-нибудь посреди комнаты с зав€занными глазами и попросите его сидеть спокойно, не поворачива€ головы, «атем,, вз€в в руки две монеты, удар€йте ими одну о другую, остава€сь все врем€ в той отвесной плоскости, котора€ рассекает голову вашего гост€ пополам, между его глазами. ѕусть испытуемый попробует угадать место, где щелкнули монеты. –езультат получаетс€ пр€мо неверо€тный: звук произведен в одном углу комнаты, а испытуемый указывает на совершенно противоположную точку!

≈сли вы отойдете от упом€нутой плоскости симметрии головы в сторону, ошибки будут уже не так грубы. Ёто и пон€тно: теперь звук в ближайшем ухе вашего гост€ слышен немного раньше и громче; благодар€ этому испытуемый может определить, откуда исходит звук. —луховые обманы: –ис.6

Ётот опыт объ €сн€ет, между прочим, почему так трудно заметить стрекочущего в траве кузнечика. –езкий звук раздаетс€ в двух шагах от вас, справа от дорожки. ¬ы смотрите туда, но ничего не видите; звук доноситс€ уже слева. ѕоворачиваете голову туд а, но звук уже до носитс€ из какого-нибудь третьего места. „ем быстрее поворачиваетесь вы в сторону стрекочущего звука, тем проворнее совершаютс€ эти прыжки невидимого музыканта. Ќа самом деле, однако, насекомое сидит на одном месте; его изумительные прыжки Ч плод вашего воображени€, следствие обм ана слуха. ќшибка ваша в том, что вы поворачиваете голову, по мещ а€ ее при этом как раз так, что кузнечик находитс€ в плоскости симметрии вашей го ловы. ѕри этом условии, как мы зн аем, легко ошибитьс€ в направлении звука: стрекотание кузнечика раздаетс€ впереди вас, но вы по ошибке относите его в противоположную сторону.

ќтсюда практический вывод: если хотите определить, откуда доноситс€ звук кузнечика, пение кукушки и тому подобные отдаленные звуки, не поворачивайте лица на звук, а, напротив, отворачивайте его в сторону. ¬прочем, мы это и делаем, когда, как говоритс€, Ђнастораживаемс€ї.

∆ужжание насекомых

ѕочему насекомые часто издают жужжащие звуки? ¬ большинстве случаев у них вовсе не имеетс€ дл€ этого никаких особых, органов; жужжание, слышимое только при полете, обусловлено просто тем, что, лета€, насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду.  рылышко Ч это колеблюща€с€ пластинка, а мы знаем, что вс€ка€ достаточно часто (чаще 16 раз в секунду) колеблюща€с€ пластинка порождает тон определенной высоты.

“еперь вы поймете, каким образом удалось узнать, сколько именно взмахов делает в секунду при полете то или иное насекомое. ƒл€ этого достаточно лишь определить по слуху высоту издаваемого насекомым тона, потому что каждому тону отвечает сво€ частота колебаний. — помощью Ђлупы времениї удалось установить, что частота взмахов крыльев у каждого насекомого почти неизменна; регулиру€ полет, насекомое измен€ет лишь величину взмаха (Ђамплитудуї колебаний) и наклон крыльев: число взмахов в секунду увеличиваетс€ лишь под вли€нием холода. ¬от почему и тон, издаваемый насекомым при полете, остаетс€ неизменным...

Ќайдено, например, что комнатна€ муха (издающа€ при полете тон F ) делает в секунду 352 взмаха крылышками. Ўмель взмахивает 220 раз в секунду. ѕчела, издающа€ тон ј, взмахивает крыль€ми 440 раз в секунду, когда она летит свободно, и всего 330 раз (тон ¬), когда летит нагруженна€ медом. ∆уки, порождающие при полете более низкие тона, движут крыль€ми менее проворно. Ќапротив, комар делает крылышками 500Ч600 колебаний в секунду. ƒл€ сравнени€ заметим, что пропеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в секунду.

Ёхо со дна мор€

ƒолгое врем€ человек не извлекал из эхо никакой пользы, пока не придуман был способ измер€ть с помощью его глубину морей и океанов. »зобретение это зародилось случайно. ¬ 1912 г . затонул почти со всеми пассажирами огромный океанский пароход Ђ“итаникї,Ч затонул от случайного столкновени€ с большой льдиной. „тобы предупредить подобные катастрофы, пытались в туман или в ночное врем€ пользоватьс€ эхом дл€ обнаружени€ присутстви€ лед€ной преграды впереди судна. —пособ на практике себ€ не оправдал, "зато натолкнул на другую мысль: измер€ть глубину морей с помощью отражени€ звука от морского дна. ћысль оказалась очень удачной. —луховые обманы: –ис.7

Ќа рис. вы видите схему установки. ” одного борта корабл€ помещаетс€ в трюме, близ днища, патрон, порождающий при зажигании резкий звук. «вуковые волны несутс€ сквозь водную толщу, достигают дна мор€, отражаютс€ и бегут обратно, нес€ с собой эхо. ќно улавливаетс€ чувствительным прибором, установленным, как и патрон, у днища корабл€. “очные часы измер€ют промежуток времени между возникновением звука и приходом эхо. «на€ скорость звука в воде, легко вычислить рассто€ние до отражающей преграды, т. о. определить глубину мор€ или океана.

Ёхолот, как назвали эту установку, совершил насто€щий переворот в практике измерени€ морских глубин. ѕользование глубомерами прежних систем возможно было лишь с неподвижного судна и требовало много времени. Ћотлинь приходитс€ спускать с колеса, на котором он намотан, довольно медленно ( 150 м в минуту); почти так же медленно производитс€ и обратный подъем. »змерение глубины в 3 км этим способом отнимает 3/4 часа. — помощью эхолота то же измерение можно произвести в несколько секунд, на полном ходу корабл€, получа€ при этом результат, несравненно более надежный и точный. ќшибка в этих измерени€х не превосходит четверти метра (дл€ чего промежутки времени определ€ютс€ с точностью до 3000-й доли секунды).

≈сли точное измерение больших глубин имеет важное значение дл€ науки океанографии, то возможность быстро, надежно и точно определ€ть глубину в мелких местах €вл€етс€ существенным подспорьем в мореплавании, обеспечива€ его безопасность: благодар€ эхолоту судно может смело и быстрым ходом приближатьс€ к берегу.

¬ современных эхолотах примен€ютс€ не обычные звуки, а чрезвычайно интенсивные Ђультразвукиї, неслышимые человеческим ухом, с частотой пор€дка нескольких миллионов колебаний в секунду. “акие звуки создаютс€ колебани€ми кварцевой пластинки (пьезокварца), помещенной в быстропеременное электрическое поле.

«вуки в театральном зале

 то много раз посещал различные театры и концертные залы, тому хорошо известно, что в смысле слышимости залы бывают с хорошей акустикой и с плохой акустикой; в одних помещени€х голоса артистов и звуки музыкальных инструментов вн€тно слышны на далеком рассто€нии, в других Ч звуки даже вблизи воспринимаютс€ неотчетливо. ѕричина этого €влени€ очень хорошо изложена в книге американского физика ¬уда: Ђ«вуковые волны и их применени€ї).

ЂЋюбой звук, произведенный в здании, довольно долго раздаетс€ по окончании звучани€ источника; вследствие многократных отражений он несколько раз обходит кругом здани€,Ч а тем временем раздаютс€ другие звуки, и слушатель часто не в состо€нии уловить их в надлежащем пор€дке, и в них разобратьс€. “ак, например, если звук длитс€ 3 секунды и оратор говорит со скоростью трех слогов в секунду, то звуковые волны, соответствующие 9 слогам, будут двигатьс€ по комнате все вместе и создадут полную неразбериху и шум, из-за которого слушатель не сможет понимать оратора.

ќказавшемус€ в таких услови€х оратору остаетс€ говорить очень разборчиво и не слишком громко. Ќо обычно ораторы, как раз наоборот, стараютс€ говорить громко и этим только усиливают шумї.

≈ще не так давно сооружение театра с хорошей акустикой считалось делом счастливой случайности. ¬ насто€щее врем€ найдены приемы успешной борьбы с нежелательной длительностью звука (называемой Ђреверберациейї), котора€ портит слышимость. ¬ этой книге не место входить в подробности, интересные только дл€ архитекторов. ќтмечу лишь, что борьба с плохой акустикой состоит в создании поверхностей, поглощающих излишние звуки. —амым лучшим поглотителем звука €вл€етс€ открытое окно (как лучшим поглотителем света служит отверстие); квадратный метр открытого окна прин€т даже за единицу, которой измер€етс€ поглощение звука. ќчень хорошо Ч хот€ и вдвое хуже, нежели открытое окно,Ч поглощают звуки сами посетители театра: каждый человек равнозначен в этом отношении примерно половине квадратного метра открытого окна. » если правильно замечание одного физика, что Ђаудитори€ поглощает речь оратора в самом пр€мом смысле словаї, то не менее верно, что пустой зал непри€тен дл€ оратора также в непосредственном смысле слова.

≈сли поглощение звука слишком велико, это также создает ухудшенную слышимость. ¬о-первых, чрезмерное поглощение приглушает звуки, во-вторых, уменьшает реверберацию до такой степени, что звуки слышатс€ как бы оборванными и производ€т впечатление некоторой сухости. ѕоэтому, если следует избегать слишком длительной реверберации, то и слишком коротка€ ревербераци€ также нежелательна. Ќаилучша€ величина реверберации дл€ различных зал не одинакова и должна быть установлена при проектировании каждого зала.

¬ театре имеетс€ и другой предмет, интересный с точки зрени€ физики: суфлерска€ будка. ќбратили ли вы внимание на то, что во всех театрах она имеет одну и ту же форму? Ёто оттого, что суфлерска€ будка Ч своего рода физический прибор. —вод будки представл€ет собой вогнутое звуковое зеркало, имеющее дво€кое назначение: задерживать звуковые волны, идущие из уст суфлера в сторону публики, а кроме того, отражать эти волны по направлению к сцене.

«вуковые зеркала

—тена леса, высокий забор, строение, гора Ч вс€ка€ вообще преграда, отражающа€ эхо, есть не что иное, как зеркало дл€ звука; она отражает звук так же, как плоское зеркало отражает свет. —луховые обманы: –ис.8

«вуковые зеркала бывают не только плоские, но и кривые. ¬огнутое звуковое зеркало действует как рефлектор: сосредоточивает Ђзвуковые лучиї в своем фокусе.

ƒве глубокие тарелки дают возможность проделать любопытный опыт этого рода. ѕоставьте одну тарелку на стол и в нескольких сантиметрах от ее дна держите карманные часы. ƒругую тарелку держите у головы, близ уха, как изображено на рис. 151, ≈сли положение часов, уха и тарелок найдено правильно (это удаетс€ после р€да проб), вы услышите тиканье часов, словно исход€щее от той тарелки, которую вы держите у головы. »ллюзи€ усиливаетс€, если закрыть глаза: тогда положительно нельз€ определить по слуху, в какой руке часы Ч в правой или в левой. —луховые обманы: –ис.9

—троители средневековых замков нередко создавали такие звуковые курьезы, помеща€ бюсты либо в фокусе вогнутого звукового зеркала, либо у конца говорной трубы, искусно скрытой в стене. Ќа рис. 152, заимствованном из старинной книги XVI века, можно видеть эти хитроумные приспособлени€: потолок в форме свода направл€ет к губам бюста звуки, приносимые извне говорной трубой; огромные говорные трубы, замурованные в здании, принос€т разнообразные звуки со двора к каменным бюстам, размещенным у стен одной из зал, и т. п. ѕосетителю такой галереи казалось, что мраморные бюсты шепчут, напевают и т. п.

«вук вместо мерной ленты

«нанием скорости распространени€ звука в воздухе можно иной раз пользоватьс€ дл€ измерени€ рассто€ни€ до недоступного предмета. “акой случай описан ∆юлем ¬ерном в романе Ђѕутешествие к центру «емлиї. ¬о врем€ подземных странствований два путешественника Ч профессор и его плем€нник Ч потер€ли друг друга.  огда, наконец, им удалось издали обмен€тьс€ голосами, между ними произошел такой разговор:

  • Ђƒ€д€!Ч крикнул € (рассказ ведет плем€нник).
  • „то, дит€ мое? Ч услышал € спуст€ некоторое врем€.
  • ѕрежде всего, как далеко мы друг от друга?
  • Ёто не трудно узнать.
  • ¬аш хронометр цел?
  • ƒа.
  • ¬озьмите его в руки. ѕроизнесите мое им€ и точно заметьте секунду, когда начнете говорить. я повторю им€, как только звук дойдет до мен€, и вы тоже заметьте момент, когда до вас дойдет мой ответ.
  • ’орошо. “огда половина времени, прошедшего между сигналами и ответом, покажет, сколько секунд употребл€ет звук, чтобы дойти до теб€. “ы готов?
  • ƒа.
  • ¬нимание! я произношу твое им€. я приложил ухо к стене.  ак только слово Ђјксельї (им€ рассказчика) достигло моего слуха, € немедленно повторил его и стал ждать.
  • —орок секунд,Ч сказал д€д€,Ч следовательно, звук дошел до мен€ в 20 секунд. ј так как звук проходит в секунду одну треть километра, то это отвечает рассто€нию почти в семь километровї.

≈сли вы хорошо пон€ли то, что рассказано в этом отрывке, вам легко будет самосто€тельно решить такую задачу: € услышал свисток отдаленного паровоза спуст€ полторы секунды после того, как заметил белый дымок, которым был вызван этот звук; на каком рассто€нии € находилс€ от паровоза?

 ак разыскивать эхо?

Ќикто его не видывал,
ј слышать Ч вс€кий слыхивал,
Ѕез тела, а живет оно,
Ѕез €зыка Ч кричит.
Ќекрасов

—реди рассказов американского юмориста ћарка “вена есть смешна€ выдумка о злоключени€х коллекционера, возымевшего мысль составить себе коллекцию... чего бы вы думали? Ёхо! „удак неутомимо скупал все те участки земли, где воспроизводились многократные или чем-либо иным замечательные эхо.

ѕрежде всего, он купил эхо в штате √еорги€, которое повтор€ло четыре раза, потом шестикратное в ћериленде, затем 13-кратное в ћэне. —ледующей покупкой было 9-кратное эхо в  анзасе, дальнейшей Ч 12-кратное в “енесси, дешево приобретенное, потому что нуждалось в ремонте: часть утеса обвалилась. ќн думал, что его можно починить достройкой; но архитектор, который вз€лс€ за это дело, никогда еще не страивал эхо и потому испортил его в конец,Ч после обработки оно могло годитьс€ разве лишь дл€ приюта глухонемых...ї

Ёто, конечно, шутка; однако замечательные многократные эхо существуют в различных, преимущественно горных, местност€х земного шара, и некоторые издавна приобрели всесветную известность. —луховые обманы: –ис.10

ѕеречислим несколько знаменитых эхо. ¬ замке ¬удсток в јнглии эхо отчетливо повтор€ет ,17 слогов.

–азвалины замка ƒеренбург возле √альберштадта давали 27-сложное эхо, которое, однако, умолкло с тех пор, как одна стена была взорвана. —калы, раскинутые в форме круга возле јдерсбаха в „ехословакии, повтор€ют* в определенном месте, троекратно 7 слогов; нов нескольких шагах от этой точки даже звук выстрела не дает никакого эхо. ¬есьма многократное эхо наблюдалось в одном (ныне несуществующем) замке близ ћилана: выстрел, произведенный из окна флигел€, повтор€лс€ эхом 40Ч50 раз, а громкое слово Ч раз 30.

Ќе так просто отыскать место, где эхо отчетливо слышно и один раз. ” нас в —ощзе, впрочем, найти подобные места сравнительно легко. ≈сть много равнин, окруженных лесами, много пол€н в лесах; стоит громко крикнуть на такой пол€не, чтобы от стены леса донеслось более или менее отчетливое эхо.

¬ горах эхо бывает разнообразнее, чем на равнинах, зато встречаетс€ гораздо реже. ”слышать эхо в горной местности труднее, чем на окаймленной лесом равнине.

¬ы сейчас поймете, почему это происходит. Ёхо Ч не что иное, как возвращение звуковых волн, отразившихс€ от какого-либо преп€тстви€; как и при отражении света, угол падени€ Ђзвукового лучаї равн€етс€ углу его отражени€. («вуковой луч Ч направление, но которому бегут звуковые волны).

“еперь вообразите, что вы находитесь у подножи€ горы, а преп€тствие, которое должно отразить звук, помещаетс€ выше вас, например в ј¬. Ћегко видеть, что звуковые волны, распростран€ющиес€ по лини€м —а, —№, — c , отразившись, не достигнут вашего уха, а рассеютс€ в пространстве по направлени€м аа, bb, cc . —луховые обманы: –ис.11

ƒругое дело, если вы поместитесь на уровне преп€тстви€ или даже чуть выше него. «вук, идущий вниз по направлени€м —а, C b, возвратитс€ к вам по ломаным лини€м C аа— или — bb —, отразившись от почвы один или два раза. ”глубление почвы между обоими пунктами еще более способствует отчетливости эхо, действу€ как вогнутое зеркало. Ќапротив, если почва между точками — и ¬ выпукла, эхо будет слабое и даже совсем не достигнет вашего уха: така€ поверхность рассеивает лучи звука, как выпуклое зеркало.

–азыскивание эхо на неровной местности требует известной сноровки. ƒаже найд€ благопри€тное место, надо еще уметь эхо вызвать. ѕрежде всего, не следует помещатьс€ чересчур близко к преп€тствию: надо, чтобы звук прошел достаточно длинный путь, иначе эхо вернетс€ слишком рано и сольетс€ с самим звуком. «на€, что звук проходит 340 м в секунду, легко пон€ть, что, поместившись на рассто€нии 85 м от преп€тстви€, мы должны услышать эхо через полсекунды после звука.

’от€ эхо родит Ђна вс€кий звук свой отклик в воздухе пустомї, но не на все звуки откликаетс€ оно одинаково отчетливо. Ёхо не одинаково, Ђревет ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром, поет ли дева за холмомї. „ем резче, отрывистее звук, тем эхо отчетливее. Ћучше всего вызвать эхо хлопаньем в ладоши. «вук человеческого голоса дл€ этого менее пригоден, особенно голос мужчины; высокие тона женских и детских голосов дают более отчетливое эхо.

Dmitry

опубликовать на FaceBook
← Ќазад?       —лучайна€ заметка       ѕохожа€       ¬перед! →

3 комментари€ (в архиве — 8 комментариев)  

0
ёли€

—пасибо за ценную информацию, дл€ реферата

0
stas

»нтересна€ информаци€, спасибо

0
LJoe

нормально друг

ќтпишись
¬аш лимит — 2000 букв

¬ключите отображение картинок в браузере  →