»нтеллектуальные развлечени€. »нтересные иллюзии, логические игры и загадки.

ƒобро пожаловать ¬ ћ»– «ј√јƒќ , ќѕ“»„≈— »’
»ЋЋё«»… » »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ’ –ј«¬Ћ≈„≈Ќ»…
—тоит ли довер€ть всему, что вы видите? ћожно ли увидеть то, что никто не видел? ѕравда ли, что неподвижные предметы могут двигатьс€? ѕочему взрослые и дети вид€т один и тот же предмет по разному? Ќа этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. »нтересные оптические иллюзии, обманы зрени€, логические флеш-игры.

ѕривет! ’очешь стать одним из нас? ќпределись…    
≈сли ты уже один из нас, то вход тут.

 

 

јмнези€?   я новичок 
Ёто факт...

»нтересно

Ѕьющеес€ человеческое сердце может плюнуть кровью на 30 футов в длину

≈ще   [X]

 +39 

Ўрифт: A A A

¬сегда ли мы видим то, что видим?

»ллюзии воспри€ти€, или всегда ли мы видим то, что видим?

"—колько раз дерево принималось за продолжение дороги, а тень от скалы - за поворот? —траховые компании располагают статистикой, доказывающей, что от зрительного образа до реальности - цела€ пропасть...
–оже де л€ “ай. ќптические иллюзии, или јлгебра невозможного.

»звестно, что наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Ќо тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатлени€, говорит об объективности нашего зрени€ и о том, что оно, дополн€емое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведени€ о предметах внешнего мира. — другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного воспри€ти€ обладают различной способностью ошибатьс€, иногда вид€т в предметах то, чего другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности.

√овор€ в общем о причинах зрительных иллюзий (ошибок, обманов), следует, во-первых, указать, что иногда они по€вл€ютс€ вследствие специально созданных, особых условий наблюдени€, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных ос€х глаз, наблюдение через щель и т.п. “акие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдени€.

¬о-вторых, подавл€ющее большинство иллюзий зрени€ возникает не из-за оптического совершенства глаза, а из-за ложного суждени€ о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. “акие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдени€, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному воспри€тию.

Ќаконец, известен р€д иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

  иллюзи€м зрени€ не относ€тс€ оптические фокусы и загадочные привидени€, создаваемые при помощи зеркал, проекционных аппаратов и других технических устройств, а также интересные оптические €влени€, иногда наблюдаемые в природе (миражи, северные си€ни€). ѕо€вление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы. ¬о всех этих случа€х наш глаз ошибаетс€ потому, что его умышленно обманывают или при помощи технических приспособлений, или за счет особого состо€ни€ —реды между глазом и объектом наблюдени€. “акже не €вл€ютс€ иллюзи€ми воспри€ти€ обманы зрени€, возникающие у некоторых людей в сумерках и темноте, когда недостаточное освещение затрудн€ет работу глаз и создает особое настроение и искажени€ ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных дл€ большинства людей.

»ллюзии, св€занные с особенност€ми строени€ глаза

—лепое п€тно. Ќаличие слепого п€тна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Ё.ћариотт. ƒело в том, что сетчата€ оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. ѕоэтому изображени€ предметов, приход€шихс€ на это место сетчатки, не передаютс€ в мозг и, следовательно, не воспринимаютс€. —лепое п€тно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных услови€х мы этого не замечаем. ¬о-первых, потому что изображени€ предметов, приход€щиес€ на слепое п€тно в одном глазу, в другом проектируютс€ не на слепое п€тно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно замен€ютс€ образами соседних частей или фона окружающими этот предмет (на рисунке исчезающа€ фигура замен€етс€ белым фоном).

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.1

«акрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на рассто€нии 15-20 см. от глаза. ѕри некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

»ррадиаци€. явление иррадиации (по-латыни - неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутс€ более увеличенными против своих насто€щих размеров и как бы захватывают часть темного фона.  огда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаютс€ границы этой поверхности, и эта поверхность кажетс€ нам больше своих истинных геометрических размеров. Ќа рисунке за счет €ркости цветов белый квадрат кажетс€ значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.2

"÷елое" и "часть"

ќчень многие ошибочные зрительные впечатлени€ обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой.   этому разделу относитс€, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихс€ в практике. ¬се они могут быть разделены на п€ть групп.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.3

¬о-первых, сравнива€ две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой - большими ("целое больше - больше и его части"). Ёто хорошо видно, скажем, на примере с линейкой: левый отрезок на ней кажетс€ нам больше длиннее правого, хот€ на самом деле они равны. Ёто обуславливаетс€ психологическим аспектом воспри€ти€.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.4

Ќа двух других рисунках правые фигуры больше левых (фигуры в целом), однако отмеченные буквами части этих фигур равны отмеченным буквами част€м левых фигур, хот€ они и кажутс€ значительно крупнее. Ёто происходит потому, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на еЄ части.

¬о-вторых, встречаютс€ случаи иллюзий того же рода с той только разницей, что суждение о зрительном образе идет в обратном направлении: не от "целого" к "части", а от "части" к "целому". Ќа рисунке диаметр круга кажетс€ больше рассто€ни€ между лини€ми AB и CD; на самом деле он равен этому рассто€нию.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.5

¬-третьих, при воспри€тии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружени€ этих частей и их взаимосв€зи с другими част€ми фигуры. ¬от пример: на рисунке слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажетс€ больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы. Ќа другом рисунке внутренний круг слева кажетс€ больше правого внутреннего круга. Ёто объ€сн€етс€ не контрастом €ркости или цветовом контрасте, который здесь ничтожно мал или вовсе отсутствует, а в особенност€х воспри€ти€ фигуры и фона.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.6

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.7

¬-четвертых, известны иллюзии, причина которых кроетс€ в уподоблении (ассимил€ции) одной части фигуры другой. Ќа приводимом рисунке пр€ма€ касательна€ ко всем кружкам разных радиусов кажетс€ кривой, так как мы невольно уподобл€ем еЄ верхней криволинейной границе. (»ллюзи€ —.“омпсона).

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.8

Ќаконец, следует указать на последнюю группу иллюзий, св€занных со зрительным воспри€тием целого и части, причина которых кроетс€ в неспособности зрительного аппарата иногда выделить часть из целого из-за сложности обстановки. Ќапример, в беспор€дке линий одного цвета, €ркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

ѕереоценка вертикальных линий

¬ силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодар€ расположению линии, соедин€ющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные рассто€ни€, чем высоту предметов. ѕоэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные прот€женности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзи€м зрени€. ≈сли предложить р€ду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. ѕри делении на глаз вертикальной линии пополам обычно середина оказываетс€ слишком высоко (это €сно видно из приводимого рисунка).

¬ертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутс€ в верхней части слегка расход€щимис€, а горизонтальные - сход€щимис€.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.9

  рассматриваемой группе иллюзий относ€тс€ также иллюзии заполненного пространства. «аполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлин€етс€ (смотрите рисунок) “ак, например, на море все рассто€ни€ кажутс€ меньшими, так как беспредельный простор мор€ €вл€етс€ пространством неподразделенным. «дани€, украшенные фигурами и орнаментами, кажутс€ нам больше своей действительной величины.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.10

Ќа другом рисунке нам кажетс€, что права€ фигура уже и выше (взгл€д скользит по вертикали) левой фигуры. Ќа самом деле обе эти фигуры - правильные заштрихованные квадраты с равными сторонами. «начит, заполненное пространство нам всегда кажетс€ шире незаполненного и по горизонтали и по вертикали? ќднако это не всегда так, и многое в этом зависит от направлени€, по которому скользит наш взгл€д, стрем€сь восприн€ть фигуру.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.11

ѕреувеличение острых углов

ћногие иллюзии объ€сн€ютс€ способностью нашего зрени€ преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. ¬озможно, этого рода иллюзии по€вл€ютс€ из-за €влени€ иррадиации, так как расшир€етс€ видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. ¬озможно также, острый угол увеличиваетс€ по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат р€дом с тупыми, и вли€ние оказывает обстановка. Ѕольшое значение этих иллюзий имеет направление движени€ глаз и их подвижность вообще. ≈сли имеетс€ излом линий, то наш глаз в первую очередь "схватывает" острый угол, так как ось пол€ зрени€ перемещаетс€ сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

ќстрые углы всегда кажутс€ большими, чем есть на самом деле, и поэтому по€вл€ютс€ определенные искажени€ в истинном соотношении частей видимой фигуры. Ќа рисунке параллельные пр€мые линии вследствие вли€ни€ фона кажутс€ непараллельными и изогнутыми.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.12

»ногда изменение направлени€ линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлени€ми других линий, наход€щихс€ в поле зрени€. “аким образом, возможны случаи сочетани€ причин, вызывающих иллюзию зрени€, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обсто€тельств, и того, что взгл€д скользит по окружающим еЄ лини€м фона. Ќа приводимом рисунке пр€молинейные стороны квадрата кажутс€ искривленными, а весь квадрат - деформированным.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.13

ћен€ющийс€ рельеф и перспектива

»нтересные зрительные иллюзии имеют место при услови€х видимого нами рельефа или глубины рисунка. ¬озникновение этих иллюзий св€зано со способностью глаза видеть предметы на разных рассто€ни€х, со способностью воспринимать пространство по €ркости предметов, по их тен€м и по числу промежуточных объектов. — другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливани€ видимого. ћозг, воспринима€ предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. ѕримером тому служит приводимый рисунок: куб то кажетс€ видимым сверху, то сбоку; раскрыта€ книга то кажетс€ изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Ёто происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.14

ћы часто видим сход€щиес€ вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Ёто €вление называетс€ перспективой. „тобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоватьс€ законами перспективы. ¬се линии на этом рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сход€щимис€ в некоторой точке горизонта, называемой "точкой схода". Ћинии же, идущие под разными углами, должны сходитс€ по ту или другую сторону "точки схода" тем дальше от нее, чем под большим углом к линии пр€мого зрени€ они проход€т. »з этих точек особенно замечательной €вл€етс€ точка, где сход€тс€ линии, идущие под углом 45 градусов к линии пр€мого зрени€; эта точка называетс€ "точкой отдалени€". ќна замечательна тем, что если напротив неЄ поместить глаз на рассто€нии равном рассто€нию от "точки схода" до "точки отдалени€", то рисунок производит впечатление объемности. ѕерспективное воспри€тие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрени€, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. Ќа рисунке коридор кажетс€ объемным именно благодар€ перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из пр€моугольников.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.15

"‘игура" и "фон"

«десь мы рассмотрим р€д иллюзий зрени€, обусловленных вли€нием контраста €ркости, т.е. отношени€ разности €ркостей объекта и фона к €ркости фона. ¬о-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом - более темными. ¬о-вторых, при воспри€тии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего п€тна меньшей площади, а также п€тна более €ркие "выступающие", причем чаще всего фон нам кажетс€ лежащим дальше от нас, за фигурой. „ем больше контраст €ркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. Ќа рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.16

Ќаконец, есть также €вление "отпадани€ к фону" некоторых частей фигур. “ак, если пр€моугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рисунке слева, наблюдать с некоторого большого рассто€ни€ на белом фоне, то он будет выгл€деть приблизительно таким, каким изображен справа. ¬ этом случае белые п€тна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казатьс€ искаженной. √лаз очень часто темное п€тно принимает за тень от других р€дом сто€щих предметов. Ќа этом принципе основана камуфл€жна€ окраска предметов п€тнами разных цветов в цел€х военной маскировки. “ака€ же окраска "камуфл€ж" наблюдаетс€ в мире животных и растений, служит дл€ них защитной окраской.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.17

ѕортретные иллюзии

ћногим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотр€т на нас, след€ за нашими передвижени€ми и обраща€ глаза туда, куда мы переходим. Ёто объ€сн€етс€ тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. »менно такими мы видим глаза, смотр€щие на нас, когда же глаза смотр€т в сторону, мимо нас, то зрачок и вс€ радужна€ оболочка кажутс€ нам наход€щимис€ не на середине глаза, а смещенными в бок.  огда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положени€ не мен€ют - остаютс€ посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажетс€, что портрет повернул голову и следит за нами.

»ллюзии при движении объекта

—мотреть галерею иллюзий движени€ на этом сайте

ѕри движении объекта наблюдени€ встречаетс€ также р€д зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Ќапример, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажетс€ окрашенным. Ёто можно объ€снить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хот€ видимый предмет уже исчез из вида.

—уществует иллюзи€, которую можно назвать спиралью ѕлато, а если проще - эффект волчка. ≈сли диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксировани€ еЄ глазом у нас возникает впечатление ст€гивани€ всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. ≈сли после длительного рассматривани€ движущейс€ спирали взгл€нуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. “ак, например, если после длительного наблюдени€ за местностью из окна движущегос€ поезда или за водой из окна движущегос€ парохода мы переведем взгл€д на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажетс€, что они тоже движутс€, но в обратном направлении. Ёти иллюзии св€заны с последовательными движущимис€ образами.

Ќа свойстве нашего глаза в течении 0,1 секунды "видеть" то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проектируемых на экран. “елевидение также использует закон зрительного впечатлени€. ¬ этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубки приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы "рисует" изображение видимой нами картины, двига€сь по горизонтальным строкам и от строки к строке смеща€сь по вертикали. ¬следствие большой скорости перемещени€ электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движени€, а воспринимаем изображение в целом.

»ллюзии цветового зрени€

—мотреть галерею цветовых иллюзий на этом сайте

¬ажнейшим свойством нашего глаза €вл€етс€ его способность различать цвета. ќдно из €влений - €вление смещени€ максимума относительной видности при переходе от дневного зрени€ к сумеречному - состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенност€х) не только понижаетс€ чувствительность глаза к воспри€тию вообще, но и что в этих услови€х глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые).  расный мак и василек на рисунке при дневном освещении кажутс€ по €ркости близкими друг к другу. ¬ сумерках мак кажетс€ совершенно темным, а василек более светлым.

»ногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемс€ с ошибками зрени€ или иллюзи€ми. ¬о-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по €ркости фона или по цвету окружающих его предметов. ¬ этом случае действуют также закономерности контраста €ркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. ¬о- вторых, существует пон€тие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта измен€етс€ в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. »ллюзии этого рода нам встречаютс€ в следующих видах. „ерный круг на рисунке кажетс€ слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становитс€ ещЄ более заметным (стираетс€ резкость границ и уменьшает разницу в €ркости пол€ и фона и тем усиливает про€вление эффекта). јналогично черный круг на красном будет казатьс€ зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне - зеленовато-желтым и на голубом - медно-красным.

¬сегда ли мы видим то, что видим?: –ис.18

ƒругим видом цветовой иллюзии €вл€етс€ то, что некоторые цвета воспринимаютс€ как "выступающие", а другие как "отступающие". Ётот факт нагл€дно иллюстрирует приводимый рисунок. –ассматрива€ левую фигуру, мы склонны думать, что это усеченна€ пирамида, обращенна€ вершиной к нам. ј вот на левой мы скорее представим себе туннель с выходным отверстием вдали. "¬ыступающими" цветами обычно кажутс€ цвета красно-оранжево-желтые (или "теплые"), а "отступающими" кажутс€ цвета зелено-синие (или "холодные").

»ллюзии воспри€ти€ размера

≈щЄ во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутс€ больше, чем когда они наход€тс€ высоко в небе. Ётот обман зрени€ получил название иллюзии луны. ¬есь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находитс€ дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей прот€женности, чем незан€тое пространство между наблюдателем и небом над головой. ѕоэтому нам кажетс€, что луна на горизонте выгл€дит больше, чем взошедша€ луна.

ћы вообще привыкли, что все удал€ющиес€ к горизонту предметы уменьшаютс€ на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты... "≈сли бы мы увидели аэроплан, подн€вшийс€ над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показалс€ бы больше самой деревни и, веро€тно, представл€л бы ужасающее зрелище", - пишет известный английский физик ”иль€м Ѕрэгг в книге "ћир света". “ак и луна: приближа€сь к горизонту, она должна была бы уменьшатьс€ в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. ј так как "возле горизонта" означает дл€ наших "бессознательных умозаключений", что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового посто€нства углового размера диска. ¬от и получаетс€ психологически, что диск стал крупнее. »наче, удал€€сь, он никак не мог бы оставатьс€ того же углового размера. » мы видим луну огромной!

ѕо материалам:

  • јртамонов ».ƒ. »ллюзии зрени€. ћ., 1961
  • ƒемидов ¬.  ак мы видим то, что видим. »зд. "«нание", ћ.,1987
  • –ок ». ¬ведение в зрительное воспри€тие.  нига перва€. ћ., "ѕедагогика",1980
  • –еферат кемеровского √осударственного университета "ѕсихологи€ личности", авт.: »гнатьев ј.Ќ.,  узнецов ј.—., якунин ј.ј.

Dmitry

опубликовать на FaceBook
← Ќазад?       —лучайна€ заметка       ѕохожа€       ¬перед! →

2 комментари€ (в архиве — 4 комментари€)  

0
—ан€

почему мне не дали нужной информации

0
shishka

«дорово! я приложил лист, и получилось!

ќтпишись
¬аш лимит — 2000 букв

¬ключите отображение картинок в браузере  →