»нтеллектуальные развлечени€. »нтересные иллюзии, логические игры и загадки.

ƒобро пожаловать ¬ ћ»– «ј√јƒќ , ќѕ“»„≈— »’
»ЋЋё«»… » »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ’ –ј«¬Ћ≈„≈Ќ»…
—тоит ли довер€ть всему, что вы видите? ћожно ли увидеть то, что никто не видел? ѕравда ли, что неподвижные предметы могут двигатьс€? ѕочему взрослые и дети вид€т один и тот же предмет по разному? Ќа этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. »нтересные оптические иллюзии, обманы зрени€, логические флеш-игры.

ѕривет! ’очешь стать одним из нас? ќпределись…    
≈сли ты уже один из нас, то вход тут.

 

 

јмнези€?   я новичок 
Ёто факт...

»нтересно

ћежду двум€ мировыми войнами во ‘ранции сменилось более 40 правительств.

≈ще   [X]

 +91 

Ўрифт: A A A

—транные свойства картин

—транные свойства картин

ѕродолжаем публикацию книги –. Ћ. √регори "–азумный глаз:  ак мы узнаем то, что нам не дано в ощущени€х".

 артины ведут дво€кое существование. ѕрежде всего - это объекты как объекты: узоры на плоских листах бумаги; но в то же врем€ глаз видит в них и совсем другие предметы. ”зор состоит из п€тен, линий, точек, мазков или из фотографического "зерна". Ќо эти же самые элементы складываютс€ в лицо, дом, корабль средь бурного мор€.  артины - уникальный класс предметов, потому что они одновременно видны и сами по себе, и как нечто совсем иное, чем просто лист бумаги, на котором они нарисованы.  артины парадоксальны. Ќикакой объект не может находитьс€ в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двумерным и трехмерным. ј картины мы видим именно так.  артина имеет совершенно определенный размер, и в то же врем€ она показывает истинную величину человеческого лица, здани€ или корабл€.  артины - невозможные объекты.

¬первые в эволюции органического мира с картинами столкнулись лишь глаза человека. ƒо этого любые предметы были важны или, напротив, совершенно неинтересны сами по себе.  артина сама по себе пуст€ковый предмет, ибо что за важность - узор из п€тен и линий.  артины важны только потому, что глаз видит в них отсутствующие предметы. Ѕиологически это чрезвычайно странно. Ќа прот€жении миллионов лет животные реагировали лишь на реально существующую ситуацию или на предвидимые в ближайшем будущем изменени€ какой-то конкретной ситуации.  артины же и иные символы вызывают (допускают) реакции, направленные на ситуации, весьма отличные от реально существующих в данный момент; более того, они подчас порождают воспри€тие "объектов", которых вообще не существует в реальном мире.

≈сли оставить в стороне картины и другие символы, то органы чувств обслуживают поведение и контролируют его в соответствии с физическими свойствами окружающих объектов, а не с какими-либо иными, реальными или воображаемыми, свойствами. ¬ св€зи с этим способность человека реагировать на отсутствующие, воображаемые ситуации, представленные в картинах, €вл€етс€ важным этапом в развитии абстрактного мышлени€. ¬озможно, что именно картина была первым шагом прочь от тесной реальности - тем шагом, без которого реальность нельз€ по-насто€щему глубоко пон€ть.

–етинальные изображени€ объектов не имеют дво€кой природы, свойственной "внешним" картинам. ћы не воспринимаем эти изображени€ одновременно и как паттерны и как нечто иное. ћы "извлекаем" реальность из паттернов, образующихс€ в наших глазах, но мы не можем к тому же еще и рассматривать эти паттерны как картину. Ёто может сделать кто-нибудь другой, загл€нув в наши глаза с помощью специального оптического инструмента. Ќо изображение, наход€щеес€ в собственном глазу, - всего лишь одно из звеньев в цепи информации, циркулирующей в нервной системе. ћы столь же неспособны увидеть ретинальные изображени€ в собственных глазах, как и нервную де€тельность, протекающую в собственном зрительном нерве и в клетках зрительной зоны собственного мозга. “аким образом, ретинальные изображени€ суть картины лишь дл€ стороннего наблюдател€, но они не имеют дво€кой природы, свойственной картинам с точки зрени€ того человека, в чьих глазах они образуютс€.

—пособность извлекать неоптическую действительность из оптических изображений, формирующихс€ в глазу, - это и есть чудо зрительного воспри€ти€. “о, что мы способны увидеть, выходит далеко за пределы оптической способности наших глаз. »звлека€ нечто подобное действительности из рассматриваемой картины, мы выполн€ем на самом деле в высшей степени замечательную операцию, лишь отчасти похожую на решение задачи по извлечению сведений о реальности из ретинальных изображений.  артины ни в коем случае нельз€ назвать обычными объектами; зато они представл€ют собой чрезвычайно интересный объект дл€ изучени€ особенностей воспри€ти€.

 артины по сути дела представл€ют собой трехмерные объекты, спроецированные на плоскость.

—транные свойства картин: –ис.1
јсфальтовые работы ƒжулиана Ѕивера (Julian Beever) на которых двухмерный рисунок обретает объем. ƒ.Ѕивер Ц британский художник, известный своими рисунками, которые он делает мелом на английских, французских, немецких, американских, австралийских и бельгийских тротуарах. » известен он тем, что создает трехмерные изображени€. ƒругие асфальтовые работы этого художника вы можете посмотреть на этом сайте.

ƒостоверно известно, что невозможно втиснуть три измерени€ в одну плоскость, не утратив при этом никакой информации. ѕоэтому "глубина" на картинах всегда неоднозначна. » удивительно то, что мы все-таки способны разобратьс€ в этих проекци€х, хот€ люба€ из них бесконечно неоднозначна; она могла бы отвечать бесконечному множеству объективных форм - и все же мы обычно воспринимаем лишь одну из них.

„тобы разобратьс€ в странност€х картин, нам следовало бы —равнить в эксперименте то, что мы видим, гл€д€ на обычные объекты, с тем, что мы видим, гл€д€ на картины. ƒл€ этого надо рассмотреть непосредственно объект, а также картины, на которых изображен этот объект. ћожно было бы, конечно, нарисовать нужные нам объекты, использу€ линейную перспективу и другие приемы проективной геометрии, но это - скучное зан€тие. ≈сть гораздо более экономное решение задачи - проецирование теневых изображений наших объектов. “акое решение тем более удобно, что мы имеем возможность проецировать изображение с любой точки зрени€, в любой перспективе и даже вовсе без перспективы (рис. 18). ≈сли мы возьмем маленький и €ркий источник света и поместим объекты между ним и экраном, то плоские теневые изображени€ предметов на экране будут выгл€деть точно так же, как если бы мы смотрели на предметы одним глазом из той точки, где находитс€ наш источник света.

—транные свойства картин: –ис.2
–ис. 18. ƒл€ экспериментальных целей удобно получать картины - плоскостные проекции предметов - с помощью точечного источника света, отбрасывающего тень предмета на экран. Ётот способ удобнее, чем способ получени€ изображений с помощью линз, потому что теневые проекции обладают бесконечной глубиной резкости и геометри€ теневых изображений проста и точна

Ётот фокус с проекцией теневых изображений предметов чрезвычайно пригодитс€ нам в нескольких экспериментах, которые нетрудно проделать самому читателю. ¬ большинстве случаев в качестве объектов хорошо использовать проволочные каркасы; такие предметы в проекции похожи на рисованные схемы; кроме того, они не имеют скрытых частей - разве что при особых (и немногих) положени€х на пути от источника света к экрану.

≈сли проволочную окружность расположить параллельно экрану, она даст тень в форме окружности, но если наклонить ее, тень получитс€ эллиптическа€. „ем больше наклонена окружность в натуре, тем больше эксцентриситет ее эллиптической проекции. √лад€ на экран и зна€, что объект представл€ет собой окружность, мы воспринимаем теневое эллиптическое изображение как окружность, но только видимую не пр€мо, а чуть сбоку, хот€ на сетчатке нашего глаза изображение будет иметь форму эллипса. ќднако предположим, что нам не известна истинна€ форма объекта; тогда окажетс€, что имеетс€ бесконечное число возможных вариантов наклона и эксцентриситета, которые дадут ту же самую проекцию - и то же изображение на сетчатке глаза. ѕроекци€ и ретинальное изображение бесконечно неоднозначны. ѕотому точно узнать объект по его изображению мы не сможем, даже если наша жизнь будет поставлена на карту.

—казанное справедливо и дл€ более сложных предметов. –ассмотрим сделанный из проволоки каркасный куб (рис. 19).

—транные свойства картин: –ис.3
–ис. 19.  аркасный куб. »змен€€ рассто€ние между кубом и источником света, а также измен€€ положение куба, мы можем увидеть соответствующие изменени€ плоскостной проекции теневых изображений, причем теневые проекции мен€ютс€ точно так же, как мен€лось бы ретинальное изображение в глазу, наблюдающем куб из точки, где расположен источник света

ѕерспективна€ проекци€ показывает ближайшую грань куба увеличенной по сравнению с дальней. Ёто различие в размерах может быть гораздо более значительным (когда тенеобразующий источник света расположен очень близко к объекту) - и все же по теневой проекции обычно опознаетс€ куб, то есть тело с равными гран€ми и пр€мыми углами, хот€ в изображении, получающемс€ на сетчатке глаза, все это выгл€дит совершенно иначе. ћы истолковываем плоскую проекцию предмета как подход€щий дл€ возникновени€ такой проекции трехмерный объект, хот€ "подход€щий" вовсе не значит "сколько-нибудь похожий по форме". » тут же возникают вполне обоснованные сомнени€. ¬ самом деле, почему мы видим это изображение как куб, а не как любую из бесконечного разнообрази€ форм, которые могли бы дать точно такую же проекцию?

Ќапример, это вполне могла бы быть проекци€ усеченной пирамиды, обращенной меньшим своим основанием к тенеобра-зующему источнику или к глазу.

ѕо-видимому, не все возможные ответы на вопрос, какой предмет дал эту проекцию, дл€ нас равнозначны. ћы "предпочитаем" одни объекты, более часто встречающиес€, другим, встречающимс€ реже.  убы встречаютс€ чаще, чем усеченные пирамиды, и мы видим эту проекцию скорее как куб, нежели как усеченную пирамиду или любую из бесконечного числа форм, которым могла бы принадлежать данна€ проекци€, полученна€ с разных точек наблюдени€.

“о, что мозг выбирает именно наиболее веро€тный из возможных ответов, таит в себе и некоторую опасность: трудно, а иногда просто невозможно восприн€ть очень необычный предмет, особенно в тех случа€х, когда его проекци€ (его изображение) оказываетс€ такой же, как проекци€ (изображение) привычных, знакомых предметов. » это не пуст€к, так как необычные формы действительно встречаютс€ и не исключено, что в каком-то случае от правильного воспри€ти€ их будет зависеть многое.

ћы - на пути к тому, чтобы зан€тьс€ фундаментальными вопросами воспри€ти€. ѕусть воспри€тие имеет целью установить, какому объекту веро€тнее всего соответствует данна€ форма. “огда неизбежен вопрос: из какого набора объектов производитс€ выбор? ¬о вс€ком случае, не из всего реального мира объектов, так как ретинальные изображени€ €вно служат только дл€ того, чтобы обеспечить выбор из уже запасенного ранее набора объектов, представленных условными обозначени€ми в "зрительной части" мозга. ѕо всей веро€тности, воспри€тие заключаетс€ в том, чтобы опознать насто€щее с помощью сведений, накопленных в прошлом.

Ќо если зрительно воспринимаемые признаки объектов служат дл€ выбора сведений, накопленных в предшествующем опыте, и смысл видимого мира зависит от ограниченного запаса ответов, полученных в прошлом, то что же происходит, когда мы сталкиваемс€ с чем-то уникальным? „то происходит, когда глазу предъ€вл€ютс€ противоречивые признаки? „то происходит, когда зрительно воспринимаемые признаки, используемые дл€ идентификации данного объекта с одним из ранее известных, оказываютс€ неподход€щими дл€ опознани€ одного (и только одного) объекта? »наче говор€, когда мы получаем противоречивую информацию, значит ли это, что на "глупый зрительный вопрос" будет дан "глупый перцептивный ответ"?

–ассматрива€ картины с целью найти ответ на поставленные вопросы (отметим, что к вопросу художественной ценности картин такой подход имеет в лучшем случае косвенное отношение), мы можем разобратьс€ в некоторых сторонах перцептивной де€тельности мозга. ѕравда, картины - чрезвычайно искусственное средство исследовани€, и об этом всегда надо помнить; но, с другой стороны, то же самое можно сказать почти о любом лабораторном эксперименте.

ƒалее в выпусках:

  • Ќеоднозначные, парадоксальные и неопределенные фигуры
  • ‘игуры, содержащие искажени€ формы
  • ћасштабы вселенной
  • –исование на плоскости
  • –исование в трехмерном пространстве
  •  артины, символы, мысль и €зык
  • «рима€ суть вещей

ѕри поддержке yugzone.ru

Dmitry

опубликовать на FaceBook
← Ќазад?       —лучайна€ заметка       ѕохожа€       ¬перед! →

1 комментарий  

0
ёли€ —изова

я в принципе думала именно о трехмерном изображении, а вы сказали о картинах.Ќаверно просто ни туда зашла.

ќтпишись
¬аш лимит — 2000 букв

¬ключите отображение картинок в браузере  →