»нтеллектуальные развлечени€. »нтересные иллюзии, логические игры и загадки.

ƒобро пожаловать ¬ ћ»– «ј√јƒќ , ќѕ“»„≈— »’
»ЋЋё«»… » »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ’ –ј«¬Ћ≈„≈Ќ»…
—тоит ли довер€ть всему, что вы видите? ћожно ли увидеть то, что никто не видел? ѕравда ли, что неподвижные предметы могут двигатьс€? ѕочему взрослые и дети вид€т один и тот же предмет по разному? Ќа этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. »нтересные оптические иллюзии, обманы зрени€, логические флеш-игры.

ѕривет! ’очешь стать одним из нас? ќпределись…    
≈сли ты уже один из нас, то вход тут.

 

 

јмнези€?   я новичок 
Ёто факт...

»нтересно

”глерод на «емле дает больше соединений, чем все остальные элементы вместе вз€тые.

≈ще   [X]

 +93 

Ўрифт: A A A

¬ыделение фигуры из фона

¬ам уже знакомы двойственные иллюзии, которые вы видели на этом сайте: ¬ыделение фигуры из фона: –ис.1 ¬ыделение фигуры из фона: –ис.2 ¬ыделение фигуры из фона: –ис.3 ¬ыделение фигуры из фона: –ис.4

’отите узнать почему так происходит?

ѕочему, как образно выразилс€  оффка, мы видим вещи, но не дыры между ними?  огда € прот€гиваю руку с распростертыми пальцами и смотрю на нее, рука, конечно, выгл€дит фигурой, вещью, а различные другие объекты в поле зрени€ станов€тс€ бессмысленными слитными в невыразительную аморфную массу, которую мы и называем фоном. ¬ исключительных обсто€тельствах мы способны видеть "дыры" так, как если бы они вдруг стали фигурой, например, когда через темную массу скал видитс€ пронзительно €ркий кусок голубого неба; однако мы подозреваем, что в таких случа€х многие факторы, нормально св€занные с фигурами, перенос€тс€ на то, что обычно выступает как фон. ¬ обычном видении нашего трехмерного мира имеетс€ целый р€д чисто физиологических факторов, содействующих выделению того, что фиксируетс€. "¬ещь", на которую мы смотрим, видитс€ как единична€, тогда как объекты, расположенные ближе и дальше в поле зрени€, выгл€д€т как не€сно дво€щиес€; аккомодационный механизм настраиваетс€ на поверхность вещи, на которую мы смотрим, и это делает зрительно €сным один объект за счет других. Ќо существует много других сил, обеспечивающих различие фигуры и фона, и большинство их наилучшим образом может быть проиллюстрировано на двухмерных формах (возможно, из-за этого передача научных идей в нашей культуре осуществл€етс€ большей частью через посредство плоских поверхностей книжных страниц).

¬ процессе образовани€ фигуры прежде всего наход€т общее выражение так называемые феноменальные законы группировки. „ем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. ‘актическим доказательством этого может быть то обсто€тельство, что системы звезд, получившие наименовани€, содержат звезды, расположенные близко друг к другу, и не содержат тех, которые не составл€ют часть общей конфигурации.

јналогично чем больше сходство между элементами, образующими фигуру, тем легче она воспринимаетс€ как такова€. ƒругой параметр стимул€ции, еще не обсуждавшийс€ нами как образующий "целостность",- контраст: при прочих равных услови€х чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона (либо по €ркости, либо по цвету или форме), тем легче образуетс€ фигура. “о же справедливо в отношении непрерывности и замкнутости: чем более легко элементы, образующие фигуру, следуют закономерным и зрительно предсказуемым направлени€м, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. ќсмысленность €вл€етс€ еще одним определ€ющим фактором. ≈сли просвечивающие между скалами куски неба имеют характер знакомой формы: профил€, животного, привычной геометрической формы,- они с большей готовностью приобретают качество фигуры.

 ак правило, большинство "хороших" фигур, подобно черному кругу на белом фоне, сочетает в себе все эти качества организации: части фигуры плотно скомпонованы (близки), в высокой степени сходны и отделены резким контрастом от частей фона; их контуры непрерывны и правильны по форме; кроме того, они представл€ют привычные формы как целые.

 аковы феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон?

¬ыделение фигуры из фона: –ис.5

–ис.1. »зменение отношений фигура - фон. ј - поле без дополнительных вли€ний: по€вление "вазы" и "лица" почти равноверо€тно. Ѕ - "ваза" как фигура сделана более веро€тной. ¬ - более веро€тной фигурой сделано "лицо".

–убин (1915, 1921), использу€ перевертывающиес€ изображени€ фигуры и фона, подобные тем, которые приведены на рис. 1 и 2, выделил следующие различи€.

1. „асти фигуры имеют характер объекта или "вещи", фон же относительно аморфен и имеет характер материала или субстрата.

2. „асти фигуры кажутс€ лежащими феноменально ближе к наблюдателю, чем фон; хот€ этот пространственный эффект не первый по значению, он вполне отчетлив, так что фигура кажетс€ лежащей поверх фона. ¬ самом деле, когда обратимые фигуры перевертываютс€, нередко возникает впечатление движени€ назад и вперед в третьем измерении.

3. ¬ соответствии с этим пространственным эффектом фон кажетс€ непрерывно простирающимс€ за фигуру, привод€ к тому, что  оффка называл "двойственной репрезентацией". “ак, часть географического пол€, представл€юща€с€ нам как фигура, в психологическом поле выступает дважды: один раз как поверхность фигуры и второй - как (подразумеваема€) поверхность фона.

4.  онтуры воспринимаютс€ принадлежащими фигуре, а не фону. Ёто еще одно отчетливое впечатление, которое возникает при воспри€тии перевертывающихс€ фигур (см. рис. 2). ’от€ каждый контур €вл€етс€ общим дл€ обеих возможных фигур, он как бы "прилипает" к той части пол€, котора€ выступает в данный момент как фигура.

¬ыделение фигуры из фона: –ис.6

–ис.2. »ллюстраци€ двойственного изображени€ мен€ющихс€ фигуры и фона.

 оффка (1935) приводит множество примеров этого эффекта, высказыва€ мнение о том, что эта "односторонность" контуров €вл€етс€ важным аспектом формообразующих процессов в воспри€тии.

¬ыводы –убина получили подтверждение и развитие в работах ”ивера (1927). »спользу€ черные фигуры на белом фоне и ограниченное врем€ экспозиции (при помощи тахистоскопа ƒоджа), он дополнительно обнаружил, что

5. ¬ то врем€ как фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью "пленки". ”ивер нашел также, что при постепенном увеличении длительности экспозиции различные характеристики фигуры (контур, форма, выступы и т. д.) обнаруживаютс€ с различным успехом. —тановление контура €вл€етс€ необходимым условием любого феноменологического опыта в отношении фигуры.  роме того, как уже отмечалось, воспри€тие фигуры облегчаетс€ наличием "хорошей" формы, а также фактором осмысленности (Ёренштейн, 1930). ќсобенно интересным в наблюдени€х –убина (1921) было то, что испытуемые с трудом узнавали конфигурации стимулов, если отношени€ фигуры и фона были перевернуты. ќбычной иллюстрацией этого факта может служить вид знакомой карты, на которой массы воды и земли закрашены противоположным образом, а также рассматривание негативов.

Dmitry

опубликовать на FaceBook
← Ќазад?       —лучайна€ заметка       ѕохожа€       ¬перед! →

2 комментари€ (в архиве — 5 комментариев)  

0
ќл€

ƒва в одном:)

0
Natalini

Ёти принципы часто используют в фотографии. Ёы еще бы научитс€

ќтпишись
¬аш лимит — 2000 букв

¬ключите отображение картинок в браузере  →