»нтеллектуальные развлечени€. »нтересные иллюзии, логические игры и загадки.

ƒобро пожаловать ¬ ћ»– «ј√јƒќ , ќѕ“»„≈— »’
»ЋЋё«»… » »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ’ –ј«¬Ћ≈„≈Ќ»…
—тоит ли довер€ть всему, что вы видите? ћожно ли увидеть то, что никто не видел? ѕравда ли, что неподвижные предметы могут двигатьс€? ѕочему взрослые и дети вид€т один и тот же предмет по разному? Ќа этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. »нтересные оптические иллюзии, обманы зрени€, логические флеш-игры.

ѕривет! ’очешь стать одним из нас? ќпределись…    
≈сли ты уже один из нас, то вход тут.

 

 

јмнези€?   я новичок 
Ёто факт...

»нтересно

японска€ поговорка гласит: "’ороший муж всегда здоров и его нет дома".

≈ще   [X]

 +48 

Ўрифт: A A A

¬оспри€тие цвета человеком

¬ процессе познани€ природы человек открывал дл€ себ€ всЄ новые и новые принципы организации мира Ц ритм, симметрию, пропорции, контраст и др. Ётими принципами он руководствовалс€ Ц сначала бессознательно, потом осознанно, - преобразу€ окружающий мир, создава€ искусственную среду обитани€. ѕриродные и созданные человеком объекты действительности породили в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определЄнными эмоци€ми. Ёти символические ассоциативные значени€ геометрических фигур, линий учитываютс€ во всех видах де€тельности, св€занных с созданием визуальных форм. ¬ертикаль при отсутствии членений воспринимаетс€ как нечто несоизмеримое, бесконечное, лЄгкое, устремлЄнное ввысь. ≈сли она имеет утолщени€ в нижней части или стоит на горизонтальном основании Ц как нечто более устойчивое. √оризонталь ассоциируетс€ с надЄжностью, стабильностью, движением, развитием. ƒиагональ символизирует динамику. —оответственно композици€, построенна€ на чЄтких горизонтал€х и вертикал€х, т€готеет к устойчивости, статичности, торжественности, а композици€, базирующа€с€ на диагонал€х, - к движению, изменчивости, нестабильности. √оризонтальна€ композици€ будет выгл€деть более основательной, т€желовесной, чем вертикальна€. —праведливость этого утверждени€ в большой степени зависит и от соотношени€ сторон пр€моугольников, и от размещени€ материала внутри них.

–усский художник ¬.¬.  андинский, работавший в своЄ врем€ во ¬’”“≈ћј—е, а после эмиграции в √ерманию Ц в Ѕаухаузе, приписывал геометрическим фигурам определЄнные цвета и даже различи€ в тепловом воспри€тии. √оризонталь ему виделась чЄрной и тЄплой; вертикаль Ц белой, холодной; диагональ Ц красной, серой, зелЄной; пр€мой угол Ц красным; острый Ц жЄлтым; тупой Ц голубым.

¬ живописи давно €вл€етс€ общепризнанным, что цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействи€. ¬первые попытку систематизировать значени€ отдельных цветов предприн€л ».-¬. √Єте. Ђ¬ своих самых общих элементарных про€влени€х, независимо от строени€ и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрени€, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу.ї “ак, жЄлтый цвет производит безусловно тЄплое впечатление и создаЄт благодушное настроение. —иний он считал цветом тени Ц холодным и тЄмным. ѕоэтому синие объекты кажутс€ более удалЄнными.  расному приписываетс€ серьЄзность и достоинство, но также граци€ и прелесть. ѕри этом √Єте имел в виду только чистые цвета и практически не учитывал ни особенностей воспринимающего их человека, ни контекста воспри€ти€.

¬.¬.  андинский предложил более сложный взгл€д на данную проблему. ќн отмечал дво€кое воздействие цвета на человека. ¬ первую очередь, это физическое воздействие, при котором глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает сильнейшее раздражение. Ёто впечатление поверхностно и быстро забываетс€, если речь идЄт о привычных предметах. ЂЌо как физическое ощущение лед€ного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развитьс€ в переживание.ї ѕричЄм этот процесс во многом обусловлен степенью развити€ самого человека. Ќо и при низкой душевной восприимчивости, цвет воспринимаетс€ неоднозначно. “ак, светлые краски больше прит€гивают глаз, чем тЄмные. ≈щЄ более прит€гательной способностью обладают светлые и тЄплые тона. ќкрашенные таким образом объекты кажутс€ ближе. ¬ то же врем€ светлый, но чрезмерно €довитый цвет вызывает беспокойство, и глаз ищет отдохновени€ в холодном синем или зелЄном.

‘изическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. “ак, ћ. ƒеребире приводит следующее описание воздействи€ цвета на психику, данное доктором ѕодольским.

«елЄный цвет Ц болеутол€ющий, гипнотический. ќн вли€ет на нервную систему, снима€ раздражительность. Ѕессонницу, усталость, понижает кров€ное давление и поднимает тонус.

√олубой цвет Ц антисептический. ќн эффективен при воспалени€х и нагноени€х. „увствительному человеку голубой помогает больше, чем зелЄный, но от его Ђпередозировкиї возникают некотора€ усталость и угнетЄнность.

ќранжевый цвет стимулирует чувства и ускор€ет пульсацию крови, не вли€€ при этом на кров€ное давление. ќн имеет сильное стимулирующее действие, создаЄт чувство благополучи€ и весель€, но может утомить.

∆Єлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности.

 расный цвет обладает теплотой. ќн стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, но в то же врем€ легко оказывает раздражающее воздействие.

‘иолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздейству€ на сердце, лЄгкие и кровеносные сосуды.

ќднако ¬.¬.  андинский отметил, что при более высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более глубокое впечатление. “огда можно говорить о втором виде воздействи€ цвета на человека.

ѕсихическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Ќеобходимо отметить св€зь между ассоциативными переживани€ми, вызываемыми определЄнным цветом, и его значением в природе: ЂЌапример, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же врем€ цвет огн€. “Єплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилитьс€ до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью.  расный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу.ї

»нтересна следующа€ классификаци€ цветов по их психологическому воздействию на человека.

  1. —тимулирующие (тЄплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
    •  расный Ц волевой, жизнеутверждающий;
    • ќранжевый Ц тЄплый, уютный;
    • ∆Єлтый Ц контактирующий, лучезарный.
  2. ƒезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
    • ‘иолетовый Ц углублЄнный, т€жЄлый;
    • —иний Ц подчЄркивающий дистанцию;
    • —ветло-синий Ц уводит в пространство, направл€ющий;
    • —ине-зелЄный Ц подчЄркивает движение, изменчивость.
  3. ѕастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
    • –озовый Ц нежный, производ€щий впечатление некоторой таинственности;
    • Ћиловый Ц замкнутый, изолированный;
    • ѕастельно-зелЄный Ц ласковый, м€гкий;
    • —еровато-голубоватый Ц сдержанный.
  4. —татичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
    • „исто-зеленый Ц требовательный, освежающий;
    • ќливковый Ц успокаивающий, см€гчающий;
    • ∆елто-зеленый Ц обновл€ющий, раскрепощающий;
    • ѕурпурный Ц изысканный, претенциозный.
    • ÷вета глухих тонов, которые не вызывают раздражени€ (серые), гас€т его (белые), помогают сосредоточитьс€ (черный).
  5. “еплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие в€ло, инертно:
    • ќхра Ц см€гчает рост раздражени€;
    •  оричневый, землистый Ц стабилизирующий;
    • “емно-коричневый Ц см€гчающий возбудимость.
  6. ’олодные темные цвета, изолирующие и подавл€ющие раздражение:
    • “емно-серые, черно-синие, темные Ц зелено-синие.

—ледовательно, и физическое, и психическое воздействие цвета во многом определ€ютс€ личностными характеристиками воспринимающего человека. »ндивидуальность воспри€ти€ цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога ћ.Ћюшера, который доказал, что состо€ние (содержание сознани€, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может вли€ть на его отношение к одному и тому же цвету.

¬ыбор цвета в рекламном обращении, а тем более в фирменных константах не может зависеть от вкуса дизайнера. — одной стороны, это одно из простейших средств привлечени€ непроизвольного внимани€ реципиента, с другой, сильнейший раздражитель, способный затруднить воспри€тие. » дизайнеру необходимо найти оптимальное решение этого противоречи€. » тогда оно может быть самым неожиданным. “ак, например, на изобилующих цветом полосах рекламного еженедельника скорее привлечет непроизвольное внимание читател€ и будет легко восприн€та черно-бела€ реклама, в которой цвет как таковой отсутствует. — этой точки зрени€ логично отказатьс€ от использовани€ цвета, в том числе и цветных иллюстраций, в издани€х с низким уровнем полиграфии.  ачество бумаги, неточность совмещени€ могут значительно изменить цвет, возможно, придав обращению нежелательный подтекст.

“аким образом, кроме самосто€тельного значени€ цвета, в рекламе на его выбор вли€ют следующие факторы:

  • —оздаваемый образ;
  • ѕсихологические характеристики аудитории, которые завис€т от ее социально-демографического состава;
  • ’арактер объекта рекламы;
  • —редства рекламировани€ и технологи€ передачи цвета.

¬оздействие цвета в рекламном обращении будет также зависеть от следующих обсто€тельств контекста:

  • ќбщего цветового фона и непосредственно контактирующих цветов;
  • ќсвещенности воспринимаемого обращени€;
  • ≈го места расположени€ относительно воспринимающих систем человека.

ќсобенности психофизиологии воспри€ти€ определ€ют различную значимость зон чистого листа. ¬ искусствоведении продолжаютс€ споры о том, можно ли сводить сложный процесс воспри€ти€ картины к привычному воспри€тию текста: слева направо и сверху вниз. ќдни считают, что это именно так, и доказывают свою точку зрени€, анализиру€ зеркальное отражение картин известных художников, провод€ эксперименты по воспри€тию фигур, расположенных в различных част€х белого листа. ƒействительно, изобража€ последовательно происход€щие событи€, художник расположит элементы композиции по горизонтали слева направо.  лассический пример подобного решени€ Ц расположение Ђкадровї в комиксе. ќдно и то же дерево, изображенное на двух листах, будет восприниматьс€ по-разному. Ќа одном Ц ближе, на другом Ц дальше от зрител€ только потому, что в первом случае оно изображено у левого кра€, а во втором Ц у правого кра€ листа, и дл€ его Ђувидени€ї глазу необходимо пройти некоторое рассто€ние, затратить определенные усили€. “аким же образом был доказал условный приоритет верхней части листа над нижней. ѕротивники этой точки зрени€ считают, что движение глаз зрител€ картины подчинены задаче ее рассматривани€, а не привычкам чтени€ вербального текста. ќпыты ј.ярбуса доказали, что глаз находитс€ в посто€нном движении, общее направление которого диктуетс€ построением сюжета картины „то же касаетс€ неоднородности белого листа, то сторонники этой точки зрени€ признают Ђт€желый низ и легкий верхї только как предрасположение воспри€ти€, или рефлекс на положение в раме картины.

Dmitry

опубликовать на FaceBook
← Ќазад?       —лучайна€ заметка       ѕохожа€       ¬перед! →

6 комментариев (в архиве — 2 комментари€)  

0
ќл€

я ничего не читала:)

0
јндрей

=D…

+1
Natalini

—пасибо, Dmitry. очень интересно! Ќа счет вибрации каждого цвета абсолютно согласна. ј прочитав классификацию цветов по их психологическому воздействию € начинаю понимать откуда интерпретируетс€ различные мои черты характера по тесту Ћюшера.

-3
Ёликсир

ќгромное всем спасибо!!ћы с сыном вместе давно уже так не сме€лись.

0
Ren Acto

Ёликсир: что тут собственно смешного?

-2
Ёликсир

ќгромное всем спасибо!!ћы с сыном вместе давно уже так не сме€лись.

ќтпишись
¬аш лимит — 2000 букв

¬ключите отображение картинок в браузере  →