»нтеллектуальные развлечени€. »нтересные иллюзии, логические игры и загадки.

ƒобро пожаловать ¬ ћ»– «ј√јƒќ , ќѕ“»„≈— »’
»ЋЋё«»… » »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ’ –ј«¬Ћ≈„≈Ќ»…
—тоит ли довер€ть всему, что вы видите? ћожно ли увидеть то, что никто не видел? ѕравда ли, что неподвижные предметы могут двигатьс€? ѕочему взрослые и дети вид€т один и тот же предмет по разному? Ќа этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. »нтересные оптические иллюзии, обманы зрени€, логические флеш-игры.

ѕривет! ’очешь стать одним из нас? ќпределись…    
≈сли ты уже один из нас, то вход тут.

 

 

јмнези€?   я новичок 
Ёто факт...

»нтересно

ћасса 10†000 триллионов муравьев примерно равна массе всех людей на «емле.

≈ще   [X]

 +23 

Ўрифт: A A A

ќбъ€снение некоторых иллюзий

—юрпризы штриховки

ѕроцесс преломлени€ света роговицей и хрусталиком тоже подбрасывает нам немало сюрпризов.   счастью, диагноз "астигматизм" и очки со специальными линзами мало кому достаютс€, но вр€д ли найдетс€ человек с роговицей и хрусталиком идеально сферической формы. –едко кто одинаково четко видит вертикальные и горизонтальные линии. ќт этого штриховка в разных направлени€х кажетс€ неодинаково €ркой. ѕро€влени€ астигматизма усиливаютс€, если в рисунке преобладают не наклонные, а горизонтальные и вертикальные линии -поверните страницу на 45 градусов. ( стати, чтобы горизонтальна€ лини€ казалась равной по величине вертикальной, она должна быть более чем на 30% длиннее.)

—о штриховкой св€зана иллюзи€ ÷ольнера -одна из самых загадочных при абсолютной внешней простоте. ¬ 1860 году ».’. ѕогген-дорф, редактор физико-химического журнала, получил статью астронома ‘. ÷ольнера, в которой автор описал иллюзию, случайно подмеченную им в рисунке ткани. ƒлинные параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутс€ расход€щимис€. (ѕроверьте на рисунке "“ри в квадрате".) ј внимательный редактор обратил внимание на другую особенность присланного рисунка.  ажетс€, что части наклонной линии до и после пересечени€ смещены относительно друг друга. (ѕопробуйте начертить фломастером линию на штриховке внизу этой страницы.) ѕри множестве гипотез убедительного объ€снени€ этим иллюзи€м пока нет. ѕо одной из версий, места пересечений оказываютс€ в "поле зрени€" нескольких гангли-озных клеток, одни сигнализируют мозгу: "горизонтальна€", соседние перебивают их: "диагональна€". »з-за наложений сигналов, возможно, и возникают подобные иллюзии.

ќбъ€снение некоторых иллюзий: –ис.1
–еджинальд Ќил. "“ри в квадрате". Ќа самом деле 5 в квадрате... Ќа картину художника Ќала психолог  итаока наложил идеальные квадраты. Ќе верите, что квадраты?

‘он и фигура

ћы не можем одновременно анализировать все видимое вокруг, а потому ежесекундно "расчлен€ем" мир на объекты-фигуры, которые важны, и фон, который не важен. ѕоток света от фигуры попадает на центральную часть сетчатки, где расположены ганг-лиозные клетки с маленьким "полем зрени€", дающие максимально точную информацию при суммировании сигналов от зрительных рецепторов. ѕоэтому фигуру мы видим во всех ее детал€х и подробност€х, а фон, проецирующийс€ на периферию сетчатки (где к каждой ганглиозной клетке идут сигналы от гораздо большего числа рецепторов), представл€етс€ менее четким. Ётим, кстати, объ€сн€етс€ по€вление серых точек в решетке √ер-манна только на периферии.

¬ажный вопрос - на основании каких признаков нечто выдел€етс€ из фона в фигуру? ѕрежде всего, если это нечто четко очерчено. ѕричем наличие реального контура необ€зательно. “ри точки на листе бумаги мы будем воспринимать как треугольник, мысленно соединив их пр€мыми.

¬ыделение фигуры из фона идет на подсознательном уровне. ѕосмотрите на иллюзию јкиоши  атаока "–инго". ÷ентральна€ часть картинки €вно выдел€етс€ в покосившийс€ квадрат. ѕочему? ѕригл€дитесь к тонким лини€м на пересечении цветных €чеек. “ам, где искажени€ нет, нарисованы чередующиес€ черные и белые крестики (внутри квадрата пор€док чередовани€ мен€етс€). ј теперь внимательно проследите за контуром "квадрата". «десь нет ни одного правильного крестика! —колько времени у вас бы ушло на осознание этого, не будь подсказки? ј мозг молниеносно уловил различи€, св€зал все выбивающиес€ из общего пор€дка перекрести€ замкнутым контуром и выделил фигуру.

ќщущение объема

ћир вок руг нас трехмерен, а его проекци€ на сетчатку глаза двумерна. ѕосто€нно сканиру€ освещенные объекты, глаз отслеживает распределение света и тени по их поверхности. ћозг с неверо€тной скоростью обрабатывает полученную информацию и воссоздает трехмерную форму.  ажетс€, что по странице с иллюзией "¬олны" и вправду идут волны. Ёффект третьего измерени€ возникает благодар€ белой и темно-коричневой окантовке "кофейных зерен", где темное - намек на отбрасываемую зерном тень. ѕоложение "теней" на рисунке мен€етс€, и в основном поэтому нам кажетс€, будто журнальна€ страница коробитс€ от перетекающих волн.

ќбъ€снение некоторых иллюзий: –ис.2
јкиоши  итаока. ¬олны.  ажетс€, что по поверхности рисунка идут волны. ѕопробуйте определить, откуда на выложенные на зеленом фоне зерна падает свет. ќснованна€ на игре теней иллюзи€ усиливаетс€ резкими цветовыми контрастами.

¬ движеньи жизнь

»ллюзии движени€ - самые впечатл€ющие и самые труднообъ€снимые. ¬едущую роль здесь играет периферическое зрение. ѕопробуйте поднести палец к виску. ¬ы не будете его видеть. Ќо стоит пошевелить пальцем, и движение будет замечено, хот€ зрительна€ система и не сможет распознать, что же там мелькает.

ќбъ€снение некоторых иллюзий: –ис.3
јкиоши  итаока. –инго. ѕодвигайте взгл€д вперед-назад.  ажетс€, что центральный ромб отделилс€ от фона и движетс€ относительно него

¬ажна€ информаци€ о движении -это изменение освещенности (степени €ркости) деталей объекта, улавливаемое периферийным зрением. ѕоэтому большинство иллюзий движени€ построены на регул€рном повторе разных по €ркости или цвету фрагментов.

ќбъ€снение некоторых иллюзий: –ис.4
јкиоша  итаока. Ќеверо€тные змеи. ¬ы можете остановить движение только одним способом: прищурившись, намертво зафиксировать взгл€д на точке в центре какого-нибудь круга и не мигать. ѕомогает не всем. » ненадолго...

ѕотр€сающие иллюзии придумал €понский психолог и дизайнер јкиоши  итаока.  огда вы смотрите на его "Ќеверо€тных змей", круги начинают медленно вращатьс€, а узор с ромбами (на плакате) становитс€ пластичным и подвижным.  итаока экспериментально подобрал цвета фрагментов и их последовательность, при которых иллюзи€ наиболее сильна: "черный - синий, белый - желтый" или "черный - зеленый, белый - красный". »менно к таким комбинаци€м периферическое зрение максимально чувствительно. »зменение пор€дка чередовани€ цветтов задает разное направление движени€.

Ќаблюдение за наблюдающим

¬се вид€т по-разному. ’русталик и роговица имеют разную кривизну, колбочки и палочки по-разному реагируют на свет, у нас разный опыт, и так до бесконечности... Ќо тех, кто не способен увидеть иллюзии, меньшинство.

Dmitry

опубликовать на FaceBook
← Ќазад?       —лучайна€ заметка       ѕохожа€       ¬перед! →

2 комментари€ (в архиве — 13 комментариев)  

0
“ан€

ѕлохо!¬идели уже. ƒавайте новенькое!

0
лона

не очен плохо

ќтпишись
¬аш лимит — 2000 букв

¬ключите отображение картинок в браузере  →