»нтеллектуальные развлечени€. »нтересные иллюзии, логические игры и загадки.

ƒобро пожаловать ¬ ћ»– «ј√јƒќ , ќѕ“»„≈— »’
»ЋЋё«»… » »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ’ –ј«¬Ћ≈„≈Ќ»…
—тоит ли довер€ть всему, что вы видите? ћожно ли увидеть то, что никто не видел? ѕравда ли, что неподвижные предметы могут двигатьс€? ѕочему взрослые и дети вид€т один и тот же предмет по разному? Ќа этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. »нтересные оптические иллюзии, обманы зрени€, логические флеш-игры.

ѕривет! ’очешь стать одним из нас? ќпределись…    
≈сли ты уже один из нас, то вход тут.

 

 

јмнези€?   я новичок 
Ёто факт...

»нтересно

Ќекоторые львы сношаютс€ более 50 раз в день

≈ще   [X]

 +92 

Ўрифт: A A A

ѕерцептивна€ организаци€

 ак феноменальный мир организован в воспри€тии?  огда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал ƒжеме, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. ¬от это карандаш (желтый), лежащий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое п€тно на зеленом поле; это - лицо —амюэл€ ƒжонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений. ќчень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научени€ внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверн€ка к тому времени, когда у молодых индивидуумов развиваютс€ их моторные способности в мере, достаточной дл€ проведени€ на них экспериментов, сенсорный хаос оказываетс€ подчиненным перцептивному пор€дку.  акова же природа этого перцептивного пор€дка?  акие виды организации при этом имеют место? ѕри каких стимулах и центральных услови€х? » "почему" в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской теорий перцептивна€ организаци€ имеет свои специфические особенности?

‘≈Ќќћ≈ЌјЋ№Ќџ≈ «ј ќЌџ ќ–√јЌ»«ј÷»»

ѕерцептивна€ организаци€: –ис.1
–ис.1-а. –асположение фигур, которое позвол€ет наблюдать мен€ющуюс€ организацию (по Ўуманну, 1900)

ѕосмотрите пристально в течение некоторого времени на фигуру из маленьких черных квадратов, изображенную на рис. 1а: вы заметите посто€нные изменени€ в ее организации - то горизонтальные, то вертикальные линии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест. ћы здесь имеем двусмысленную ситуацию, в которой различные периферические (стимульные) и различные центральные (установка, значение и т. д.) факторы соревнуютс€ в определении того, что будет восприн€то. ¬первые эта "шахматна€ доска" была описана Ўуманном (1900), который приписал флуктуации перцептивной организации капризам внимани€.

ѕерцептивна€ организаци€: –ис.2
–ис.1-б. –асположение, при котором одна доминирующа€ организаци€ сопротивл€етс€ изменени€м.

Ќа рис. 1-б мы ввели доминирующий стимульный фактор - группу кружков, образующих знакомую фигуру,- и он полностью подавил процессы внимани€. ѕопробуем, насколько это возможно, направить наше внимание на горизонтальные и вертикальные р€ды; попробуем, насколько это возможно, восприн€ть ’-образную форму (необходимо составленную из черных и белых фигур разной формы) - эти организации сопротивл€ютс€ нашим усили€м. ¬ертгаймер (1923) первый осуществил подробное исследование факторов, вли€ющих на перцептивную группировку элементов в зрительном поле. ѕоследующее изложение исходит из его классификации этих факторов, хот€ точно и не соответствует ей.

  1. Ѕлизость

    „ем ближе (при прочих равных услови€х) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей веро€тностью они организуютс€ в единые, целостные образы. ѕары линий на рис. 2, ј по этой причине легко организуютс€ так, что две соседние воспринимаютс€ как целое, при этом почти невозможно восприн€ть как целое линии, разделенные большим промежутком, т.е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости.  стати, здесь имеет место не просто пространственна€ близость, но близость процессов одинакового качества.

    ѕерцептивна€ организаци€: –ис.3
    –ис.2. ј - фактор близости предрасполагает наблюдател€ организовать линии в группы. Ѕ - фактор продолжени€ работает в противовес близости, способству€ группировке менее близких линий. ¬ - замкнутость исключает возможность группировки близких частей раздельных фигур.

    —ходство

    —ходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей веро€тностью они организуютс€. “от факт, что крест на рис. 1, Ѕ воспринимаетс€ мгновенно и продолжает видетьс€ неизменно, иллюстрирует действие этого стимульного фактора - крест состоит из качественно одинаковых элементов.

    ѕродолжение

    „ем больше элементы в зрительном поле оказываютс€ в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т. е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей веро€тностью они организуютс€ в единые целостные образы. Ќа рис. 2, Ѕ факторы близости и сходства остаютс€ теми же, что и на рис. 2, ј, однако здесь более отдаленные элементы обладают свойством продолжени€, выступа€ как части простого целого. ѕоэтому можно легко организовывать в св€занные единицы относительно отдаленные ломаные линии, несмотр€ на фактор близости.

  2. «амкнутость

    „ем в большей степени элементы зрительного пол€ образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовыватьс€ в отдельные образы. Ёто простое логическое развитие принципа продолжени€. Ќа рис. 2, ¬ ломаные линии продолжены до соединени€ друг с другом и образовани€ форм квадратов; такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

    ¬ыше мы перечислили объективные, стимульные переменные. —уществуют также центральные факторы (смысл, отношение), которые определ€ют организацию зрительного пол€. —трочка букв которую мы приводим ниже, довольно легко распадаетс€ на единицы в соответствии со значени€ми отдельных слов.

    —обакаестм€со

    ≈сли то же сделать на незнакомом €зыке, то, естественно, такой организации не произойдет. ќчевидно, мы накладываем организацию на сенсорные данные, осмыслива€ их, и это €вл€етс€ результатом научени€, а не врожденной перцептивной организации. —мыслова€ организаци€ не ограничиваетс€ словесным материалом.

    ѕерцептивна€ организаци€: –ис.4
    –ис.3. ƒве фигуры, иллюстрирующие вли€ние значени€ на перцептивную организацию (обсуждение см. в тексте).

    »зображени€ на рис. 3, по-видимому, имеют небольшой смысл дл€ большинства читателей - просто некое скопление форм и линий. Ќо как только вам скажут, что рисунки изображают "—олдата с собакой, проход€щих за воротами забора" и "∆енщину, моющую пол", они сразу превращаютс€ в пон€тную организацию. ѕримечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируютс€ с конкретными значени€ми (и поэтому воспримутс€ определенным образом), становитс€ очень трудно реконструировать их и восприн€ть как что-то другое.

      насто€щему времени физиологическа€ точка зрени€ может мало внести в наше понимание описанных законов группировки. ¬ерно, конечно, что формирование контура есть необходимое предшествующее условие всех типов перцептивной организации, и статистические механизмы, описанные ћаршаллом и “альботом, безусловно, имеют к ней отношение. — другой стороны, точка зрени€ гештальтпсихологии предлагает объ€снение почти всех фактов, что неудивительно, поскольку гештальттеори€ развивалась преимущественно в рамках экспериментальных исследований воспри€ти€. —ходство и близость в перцептивной организации €вл€ютс€ пр€мым выражением факторов, вли€ющих на величину св€зывающих сил. ѕродолжение контуров и замкнутость могут рассматриватьс€ как выражение закона прегнантности. –оль смысла как организующей силы не затрагиваетс€ классической гештальттеорией, котора€ делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов.

    ƒовольно удивительно, что бихевиористска€ точка зрени€ может сказать больше об этих характеристиках организации, чем о других перцептивных феноменах. ¬ соответствии со схемой ’алла организмы способны вырабатывать реакции различени€ на повторно предъ€вл€емые комплексы стимулов, отличающиес€ от реакции на компоненты стимулов в другой комбинации. —в€зь большинства объектов между собой €вл€етс€ физическим фактом; из этого следует, что стимулы от объектов будут повтор€ющимс€ образом действовать на организм как взаимодействующие комплексы. ћаленький ребенок выучиваетс€ отдельным реакци€м на свою собственную руку, бутылочку, лицо матери как на различимые "целые", и последующее применение словесных обозначений облегчает организацию стимульного множества. —в€зывающие факторы сходства и близости, способствующие группировке стимульных элементов, станов€тс€ основой генерализованных перцептивных навыков. ѕоскольку св€зь объектов, с которыми производ€тс€ манипул€ции, имеет физическую основу, стимулы, близкие в сенсорном пространстве, будут объедин€тьс€ во взаимодействующие комплексы гораздо чаще, чем те, которые удалены друг от друга. Ёта генерализованна€ тенденци€ отвечать на соседние части как на "принадлежащие друг другу" приводит к многочисленным ошибкам ребенка: он может схватить башню из кубиков за верхний кубик и очень удивитьс€, увидев, что только он один окажетс€ подн€тым. ѕодобным образом у многих объектов практического действи€ ребенка (ложки, застежки, пруть€ кровати) взаимодействующие части в высшей степени похожи по сенсорным качествам, и это приводит к генерализованной тенденции воспринимать сходные элементы как единые целые. –ебенок делает усердные попытки вз€ть красивый красный цветок с плать€ матери; ему трудно воспринимать тонкую бечевку как св€занную с €ркой красной игрушкой, которую он стараетс€ прит€нуть к себе.

    „. ќсгуд (—. ≈. Osgood. Method and Theory in Experimental Psychology. N. Y., 1953, ch. 5, pp. 212-228.)

    Dmitry

опубликовать на FaceBook
← Ќазад?       —лучайна€ заметка       ѕохожа€       ¬перед! →

1 комментарий (в архиве — 3 комментари€)  

0
ќл€

я ни чего не читала) Ќо зато € перва€ написала)

ќтпишись
¬аш лимит — 2000 букв

¬ключите отображение картинок в браузере  →